— 635 — Никоим образом нельзя мириться с таким состоянием личности, которое можно рассматривать онять-таки как особого рода спячку, наблюдающуюся среди русских довольно часто и во многих сторонах их жизни. На первом плане надо поставить отсутствие постоянного сознания идеала, отсутствие религиозности и ослабление ея у многих из нас, как выражение некоторой хаотичности и сонного состояния личности. Далее, чисто формальное отношение к своим обязанностям и бюрократизм среди многих русских людей представляют результат значительного упадка духа и энергии в личности. Сюда же мы относим следующия болезни и порочности в личности, наблюдающияся среди нашей, так называемой интеллигенции, а именно: хулиганство (смешивание с грязью всего на свете ради тенденции, ради партийных и иных неблоговидных целей); бося-чество (ради тех же целей—возвеличение всего грязного и даже преступного); наши жалкия политическия партии и в особенности крайняго левого направления; религиозное изуверство и религиозная нетерпимость; шовинистический национализм (вражда лиц различных народностей, стремление поглотить другую народность); пьянство; чревоугодие (переедание); картежный наркоз, и ироч. К нашим же недостаткам надо отнести отсутствие правильного и определенного взгляда на то, что следует подразумевать пода, словами—„развитие личности*4. Разумеется, упомянутым не исчерпываются вполне отрицательные качества, наблюдающияся среди русских, и перечисленные недостатки присущи и другим народам, в которых они сказываются то в больших, то в меньших размерах, чем у русских. Внутренния качества взрослых интеллигентных людей часто бывают много ниже качества детей, которых они призваны учить и воспитывать. Взрослые часто обнаруживают: мелочность, безрассудство, непостоянство, раздражительность, неуживчивость, вздорность, нетерпимость, злопамятность, тщеславие, лживость и ир. По, к счастью, русские люди, в общей сложности обладают положительными и, можно сказать, идеальными качествами в гораздо большей мере, чем отрицательными, вследствие чего, последния, в силу контраста с первыми, так резко и бросаются в глаза. На рассмотрении положительных качеств мы останавливаться не будем, так как считаем их общеизвестными. Скажем только, что эти качества присущи издавна нашему народу *), который этой своею стороной влиял в блогоприятном смысле на наших первоклассных мыслителей, поэтов, напр., на Достоевского, Л. Толстой и др. Таким образом, русские интеллигентные люди, получив определенное религиозно-нравственное воспитание, в своем народе всегда имеют пред собой примеры добрых личных качеств, 1) См. „О русском национальном самосознании*4, очерк проф. В. И. Ни Кольского, СПБ., 1907 г.; цг журнала—„Славянския Известия*. 41 | - 636 — причем школа и жизнь научит их, каким образом развить и применить свои силы и таланты на различных поприщах служения родине и народу. Этим путем личность может достичь наибольшого своего развития и вместе с тем наибольшого удовлетворения своею деятельностью с постоянным жизнерадостным настроением, тяготясь винным отупением и, во всяком случае, не нуждаясь в винном наркозе, при помощи которого получается только временное улучшение настроения и притом всегда с более или менее опасными последствиями для здоровья, даже ири умеренном употреблении спиртных напитков, кань было разъяснено нами в самом начале. 4. Возвратимся теперь к алкоголизму и пьянству. Мы не отрицаем настоятельной необходимости борьбы с алкоголизмом и пьянством среди русского народа, тем более, если эта борьба будет вестись путем соответствующей школы и путем воспитания. Тем не менее полагаем, что наибольшее внимание следует обратить на вытрезвление интеллигентного слоя русских людей, а также жителей городов и фабричных рабочих. Врачи и потом интеллигенция вообще взяли на себя почин борьбы с алкоголизмом, и среди них должно прежде всего начаться отрезвление: они тем самым покажут пример блогоразумия народу, который, как известно, всегда был восприимчивым ко всему доброму и полезному, и всегда понимал зло от пьянства для самого крестьянства; к тому же, как известно из статистических данных, наш народ пьет менее, чем жители городов и чем другие народы Европы, и его пьянство зачастую объясняется невежеством и крайней экономической нуждой. Поэтому пробужденные и отрезвленные русские интеллигентные люди все свои силы и все разумение свое должны направить прежде всего на просвещение темноты и, вместе с тем, на поднятие экономического блогосостояния народа и на его оздоровление. Заключение нашей беседы будет такое. Первое. Каждый человека» и врачи в особенности обязаны бороться не только против пьянства, но и против так называемого умеренного употребления алкогольных напитков, оказывающого существенный вред организму во многих отношениях, в зависимости от его идивидуальных особенностей. Второе. Борьба с пьянством должна вестись среди населения почти всей России и более всего среди ея интеллигентного слоя а также среди жителей городов и фабричных рабочих. Третье. Разумная школа, т. е. школа оздоровляющая и отвечающая вполне внутренним и практическим потребностям человека и его особенностям, тем более, как было разобрано |