Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 636   >>>

  

- 636 —

причем школа и жизнь научит их, каким образом развить и применить свои силы и таланты на различных поприщах служения родине и народу. Этим путем личность может достичь наибольшого своего развития и вместе с тем наибольшого удовлетворения своею деятельностью с постоянным жизнерадостным настроением, тяготясь винным отупением и, во всяком случае, не нуждаясь в винном наркозе, при помощи которого получается только временное улучшение настроения и притом всегда с более или менее опасными последствиями для здоровья, даже ири умеренном употреблении спиртных напитков, кань было разъяснено нами в самом начале.

4.

Возвратимся теперь к алкоголизму и пьянству.

Мы не отрицаем настоятельной необходимости борьбы с алкоголизмом и пьянством среди русского народа, тем более, если эта борьба будет вестись путем соответствующей школы и путем воспитания. Тем не менее полагаем, что наибольшее внимание следует обратить на вытрезвление интеллигентного слоя русских людей, а также жителей городов и фабричных рабочих. Врачи и потом интеллигенция вообще взяли на себя почин борьбы с алкоголизмом, и среди них должно прежде всего начаться отрезвление: они тем самым покажут пример блогоразумия народу, который, как известно, всегда был восприимчивым ко всему доброму и полезному, и всегда понимал зло от пьянства для самого крестьянства; к тому же, как известно из статистических данных, наш народ пьет менее, чем жители городов и чем другие народы Европы, и его пьянство зачастую объясняется невежеством и крайней экономической нуждой. Поэтому пробужденные и отрезвленные русские интеллигентные люди все свои силы и все разумение свое должны направить прежде всего на просвещение темноты и, вместе с тем, на поднятие экономического блогосостояния народа и на его оздоровление.

Заключение нашей беседы будет такое.

Первое. Каждый человека» и врачи в особенности обязаны бороться не только против пьянства, но и против так называемого умеренного употребления алкогольных напитков, оказывающого существенный вред организму во многих отношениях, в зависимости от его идивидуальных особенностей.

Второе. Борьба с пьянством должна вестись среди населения почти всей России и более всего среди ея интеллигентного слоя а также среди жителей городов и фабричных рабочих.

Третье. Разумная школа, т. е. школа оздоровляющая и отвечающая вполне внутренним и практическим потребностям человека и его особенностям, тем более, как было разобрано

— 687 —

выше, высокий уровень развития личности—являются самым существенным и необходимым условием не только для ея разумного существования вообще, но также и для устранения и предупреждения алкоголизма и пьянства.

Изумительная и поистине чудесная сила таится внутри нас: -это—сила целесообразности, жизненной блоготворности, та сила, которой врачи пользуются в интересах здоровья больных. Несомненно, людям дана Всевышним способность искания Высокого и Прекрасного в жизни, стремление к личному совершенствованию, к совершенствованию своих талантов и дарований и ироч. Но жизнь наша, часто по нашей вине, далеко не всегда способствует такому стремлению человека... В результате является внутренняя неудовлетворенность в человеке, как протест природы и как побуждение ея для человека к другому <1олее разумному существованию,

Неудовлетворенность, эта, однако, у людей неуравновешенных и ненаправленных как следует, ведет иногда к самоубийству и лишь у сильных духом и телом — к большему или меньшему исправлению жизни своей и других, у большинства же обывателей — к алкоголизму и пьянству, временно заглушающим настойчивый голос природы...

В видах борьбы с алкоголизмом и пьянством, в числе других мер, мы обязаны, вняв блогодетельному голосу природы, способствовать естественному и нормальному развитию и воспитанию личности в каждом человеке по заветам нашего Спасителя от смерти и Освободителя от рабства тьмы, пороков и страстей, и таким образом доставлять людям, при их здоровом физическом труде, полное удовлетворение их существованием и жизнерадостное настроение. „Ибо иго Мое блого и бремя Мое легко* (Ев. Мато., гл. XI, ст. 30).