— 585 — щают взор на искрометную влагу, когда обычно оправдание находят в столь красиво, Шиллером выраженных мыслях: „Пей страданий утоленье! Добрый Вакхов даръ—вино: И веселье, и забвенье Проливает в нас оно „Пей, страдалица! Печали Услаждавшая вином: Боги жалостные в нем Подкрепленье сердцу дали. „Если грудь вином согрета И в устах вино кипит — Скорби наши быстро мчит Их смывающая Лета14. Где корень столь легкого отступления с ноля борьбы с житейскими невзгодами? Не в безволии ли, уже с ранняго возраста внедряющемся в род людской! А это безволие не часто ли является продуктом наследственности родителей, в своей жизни не смотревших на спирт, как на отраву, и усугубляющих действие наследственности снисходительным отношением к потреблению детьми спиртных напитков, а часто даже думающих о пользе малых количеств ихъ?! Кто же внесет в сознание подростающого поколения всю важность развития в себе силы воли? Семья! Но мало ли семей, которые, в силу своего социального положения, совершенно лишены возможности, не то что воспитания, а надзора за детьми; мало ли семей, которые сами находятся во власти Вакха; мало ли семей, у которых отсутствует понятие о страшном вреде для ребенка и от маленькой рюмки слабого, тонкого вина, от стаканчика пива?! Много, очень много таких семей и трудная задача, но священная обязанность ложится на плечи школы все силы направить на обогащение в ея питомцах семян воли. На ней лежитъ—доказать юным организмам все унижение человеческого достоинства в средстве топить горе в вине; она обязана вселить в умы все зло пьянства, всю пагубную силу влияния спирта даже в малых количествах на все стороны деятельности человеческого организма: умственную, душевную, физическую. Значение самого широкого ознакомления учащихся со злом, вносимым в жизнь отдельного человека, семьи, общества, государства, особенно становится ощутительным, когда мы обратимся к статистическим исследованиям, к языку цифр, которые нам ясно нарисуют картину распространения знакомства со спиртом во всех его видах в юных годах. Я не буду вдаваться в изложение вредного влияния спиртных напитков в самых ничтожных даже дозах на нодростающий организм; об этом не мало есть весьма ценных трудов; я | — 586 — остановлюсь па данных, собранных ѴѴи1кег'омь о потреблении учащимися спиртных напитков ии о влиянии этого знакомства на успех знании (Die Bedeutimg und Stellung der Alkoholfrage in der Erzichungs-Schule Mtlnclien. 1909 r.). Автор собрал массу данных, относящихся к различным нациям, классам общества, в зависимости от их социального положения, материального обезпечения и умственного развития. Данные поражают ничтожным процентом детей, совершенно незнакомых со спиртными напитками. В г. Гера, но исследованию школьных врачей, среди учащихся только 0,78% мальчиков и 1,44% девочек никогда не пили спиртных напитков; во всем Ульчском округе только 0,6% учащихся никогда не пили; в герцогстве Мейнингенском по опросам школьных врачей, процент совершенно непьющих детей в разных школах колеблется от 0,26 до 21,5, составляя в среднем 4,9%; в Познани 21,65% среди учащихся не знали вкуса вина и пива; по исследованию Германского учительского союза, охватившого весьма большое число учебных заведений, 2,26% детей в жизни не получали никогда спиртных напитков. По отношению к Австрии, где исследование было произведено в довольно обширных размерах, среди учащихся мальчиков только 0,07% не знали вкуса спиртных напитков, среди девочек только 0,09%; по данным Голландского союза учителей, только 11,6% учащихся никогда не пили алкоголя. Наряду с этим процент знакомых со спиртными напитками поражает своей высотой; правда, не велик процент регулярно пьющих, еще менее процент нанивавшихся пьяными; но получающих спиртные напитки случайно, по праздникам, в дни семейных торжеств, как особое лакомство, весьма и весьма высок. В Бонне, но данным вполне достоверным, из учащихся детей в народной католической школе 44,5% в возрасте до 9 лет ежедневно пили пиво или вино; вообще же все дети уже знали вкус спиртных напитков. В Дрездене среди учащихся мальчиков 21,17%, девочек 23,47% ежедневно получают пиво; в Ульмском округе из среды учащихся 32,7% пили ежедневно; в Познани часто получали спирт в том или ином виде 77,23% и 7,5% детей уже бывали пьяны; но данным Гольдфельда, собранным в Германии, 48,7% учащихся девочек регулярно пили пиво; в Мюнхене процент учащихся регулярно получавших спиртные напитки свыше 40%. Данные, собранные у нас г. СкаржинсКим и д-ром Гри-горьевым, показывают, что зло потребления спиртных напитков в детском возрасте распространено в сильной степени. Чтобы покончить с цифрами, я приведу данные, собранные Wilker’oMb. Опросные листки, по которым Wilker собирал сведения в народных школах и привиллегированных учебных заведениях, заключали следующие вопросы: |