Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 584   >>>

  

Доклад М. 7. Котельникова.

Школа в борьбе с пьянством.

/ „Не смотри на вино,

Как сверкает оно,

Переливами света играя;

Так красиво глядит,

Тонким вкусом манит,

Аромат вкруг себя изливая;—

Ты подумай о томт*,

Что оно, как змея,

Свое жало в тебя Полное яда впускает44.

Из песни Соломона.

„Когда я думаю о роковых последствиях употребления спиртных напитков, я содрагаюсь при мысли,— какой ужасный подарок природа преподнесла человечеству1*.

Монтескье.

„Многолетний опыт моих предков, опыт на протяжении более 100 лет, привел меня к убеждению, что нет другой причины, порождающей столь много страданий, болезней и бедствий, как употребление охмелягоицих напитковъ".

Чар. Дарвин.

Если условия существующого экономического строя, если многия стороны правовой жизни народов очень часто вызывают стремление уйти от окружающого в иной мир, забыться под влиянием одурманивающих средств, хотя бы на миг, перенестись в мир грез, если холодные, темные подвалы, ветхия лачуги—приют труженика - бедняка, плач голодных, оборванных детей, стоны больных домашних гонят из неприглядной обстановки домашняго очага и прокладывают торный, прямой путь к кабаку, — то, хотя проповедь в школе идей трезвости, вреда пьянства и проч. и не может быть признана радикальным лекарством; но, положив в основу слова Шекспира: „не вне, а в нас самих и бед, и счастья семя44, она может в высшей мере содействовать укоренению в своих питомцах семян, могущих дать в будущем хотя проблески счастья, и заглушена семян, готовящих в грядущем ряд бед.

Не отрицая фактов, когда удары судьбы и небезвольных толкают в объятия винных паров, необходимо признать подавляющее число случаев, когда и мелкия невзгоды жизни обра-

— 585 —

щают взор на искрометную влагу, когда обычно оправдание находят в столь красиво, Шиллером выраженных мыслях:

„Пей страданий утоленье!

Добрый Вакхов даръ—вино:

И веселье, и забвенье Проливает в нас оно „Пей, страдалица! Печали Услаждавшая вином:

Боги жалостные в нем Подкрепленье сердцу дали.

„Если грудь вином согрета И в устах вино кипит —

Скорби наши быстро мчит Их смывающая Лета14.

Где корень столь легкого отступления с ноля борьбы с житейскими невзгодами? Не в безволии ли, уже с ранняго возраста внедряющемся в род людской! А это безволие не часто ли является продуктом наследственности родителей, в своей жизни не смотревших на спирт, как на отраву, и усугубляющих действие наследственности снисходительным отношением к потреблению детьми спиртных напитков, а часто даже думающих о пользе малых количеств ихъ?!

Кто же внесет в сознание подростающого поколения всю важность развития в себе силы воли? Семья! Но мало ли семей, которые, в силу своего социального положения, совершенно лишены возможности, не то что воспитания, а надзора за детьми; мало ли семей, которые сами находятся во власти Вакха; мало ли семей, у которых отсутствует понятие о страшном вреде для ребенка и от маленькой рюмки слабого, тонкого вина, от стаканчика пива?! Много, очень много таких семей и трудная задача, но священная обязанность ложится на плечи школы все силы направить на обогащение в ея питомцах семян воли. На ней лежитъ—доказать юным организмам все унижение человеческого достоинства в средстве топить горе в вине; она обязана вселить в умы все зло пьянства, всю пагубную силу влияния спирта даже в малых количествах на все стороны деятельности человеческого организма: умственную, душевную, физическую.

Значение самого широкого ознакомления учащихся со злом, вносимым в жизнь отдельного человека, семьи, общества, государства, особенно становится ощутительным, когда мы обратимся к статистическим исследованиям, к языку цифр, которые нам ясно нарисуют картину распространения знакомства со спиртом во всех его видах в юных годах.

Я не буду вдаваться в изложение вредного влияния спиртных напитков в самых ничтожных даже дозах на нодростающий организм; об этом не мало есть весьма ценных трудов; я