— 582 - У пьющих мальчиков дурного поведения вдвое больше, чем у трезвых. У девочек таких колебаний не наблюдается; в общем у девочек меньше дурного поведения. ВЫВОДЫ. 1) Главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители. 2) Сельские школьники пьют в тех же случаях и одновременно, когда пьет взрослое население—в праздники, торжества, при поездках в гости или в город и т. II. 3) Мальчики пьют по преимуществу крепкие сорта—водку; девочки более слабые—красное „церковное" вино; пиво пьют и мальчики, и девочки—в одинаковой степени. 4) Из 9.780 пьющих мальчиков напивалось до опьянения 1.542 или 15,5%; а из 3.885 пьющих девочек 120 или 3,2%. 5) В половине случаев пьющих мальчиков и девочек вкус спиртных напитков нравится, а некоторые даже „любятъ", при чем красное „церковное*4 вино пользуется славой „вкусного лакомства". 6) Телосложение слабое встречается чаще у пьющих, чем у трезвых, и чаще всего у наливавшихся. 7) Умственное отсталое развитие встречается больше у пьющих, и наиболее всего у наливавшихся. 8) Успешность худшая отмечается у пьющих, а самая низкая успешность отмечается у наливавшихся. 9) Констатируется влияние субъективного отношения школьников обоего пола ко вкусу спиртных напитков в том смысле, что школьники, доброжелательно относящиеся к алкоголю, дают из .своей среды больше слабых, отсталых и неуспешных. 10) Особую группу с особыми свойствами представляют из себя малоспособные школьники. У них под влиянием неблогоприятных социальных условий и дурной наследственности происходит столь сильная задержка в физическом и умственном развитии, что вред от употребления спиртных напитков, нете-ряющих, конечно, ядовитых своих свойств, почти стушевы-вается перед последствиями двух первых факторов. И) Процент таких малоспособных среди всех мальчиков составляет, по меньшей мере, 24%, т. е. почти одну четверть; среди же всех девочек составляетъ—20,9°/о,т. е. одну пятую часть. 12) Устанавливается в алкоголизации сельской школы следующее закономерное явление: чем больше у школьника здоровых физических и умственных сил, тем соответственно вреднее действует на них алкогольный яд; у школьников с малым количеством здоровых этих сил, у „малоспособныхъ*, алкоголь играет уже второстепенную роль. 13) Сельские школьники употребляют спиртные напитки срав- | — 588 — нителыю редко и сравнительно в малых дозах и тем не менее ясно выступает у них вредное влияние такого литья в физическом и умственном отношениях. Этот факт одновременно является безпристрастным ответом на острый современный вопрос о действии малых доз алкоголя на человеческий организм. Опыт жизни определенно говорит: и въ^ редких, малых дозах спиртные напитки вредны. 14) Общий анализ алкоголизации сельской школы выясняет вместе с тем три категории мер, необходимых для борьбы с данным злом и связанных между собой настолько тесно, что оне должны быть проводимъ! одновременно: а) Первые меры должны быть направлены непосредственно против алкоголизма: школьное преподавание, наглядные пособия, личный пример учителей, устройство школьных обществ трезвости; а также систематическое ознакомление родителей путем устройства чтений, собеседований но алкоголизму в тех же школах. б) Вторые меры представляют собой борьбу против дурной наследственности, обращенную ко всей взрослой части населения, т. е. против алкоголизма, сифилиса, туберкулеза и других вредных моментов личного характера. в) Третьи меры включают борьбу с социальными недостатками и нуждами в целях поднятия культурного, правового и .экономического положения нашей страны, так как русский алкоголизм, в отличие от европейского, есть алкоголизм мало-культурной, бедной страны с слабосильным населением; в силу чего, при сравнительно малом душевом потреблении алкоголя, его последствия у нас, в России, приобретают крайне разрушительный, деморализующий характер. 15) Является-ли алкоголизм причиной или следствием, с ним во всяком случае, необходимо вести активную борьбу, ибо в нем растворяется энергия, сознание, растворяются стремления и, вырождаясь, нация идет на убыль, тает, ибо алкоголь по своему существу есть могила Поэтому к известным словам поэта Некрасова: „сейте разумное, доброе, вечное" мы прибавили бы „и трезвое", тогда действительно „разумное, доброе" станет вечным. |