Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 575   >>>

  

— 575 —

§ 7. Умственное развитие школьников.

М А Л Ь Ч И К И:

КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ:

Общее число

Трезвых.

^ Пьющих, о»

« в?

л §

* Н ® § Я

4.805

^ Нравится, о

: S

S И К S

X 3

Ж и

>> а

1.542

Развитие:

Нормальное .

. 79,2°/о

74,6°/о

76,0%

73,3%

68,7%

Отсталое . .

. 20,8 „

25,4 „

24,0 „

26,7 „

31,3 „

Общее число

ДЕВОЧКИ:

. 4.268 3.705 1.975

1.730

НО

Развитие':

Нормальное.

. 80,6%

77,3%

76,2%

78,5%

74,6%

Отсталое . .

. 19,4 „

22,7 „

23,8 „

21,5 „

25,4 „

Мозговая ткань но своему строению и функциям, как известно, представляет необычайно сложную, самую деликатную часть нашей психофизической организации, в развитии и совершенствовании которой окружающая среда успешно конкурирует с наследственностью; причем среда воздействует своими особенностями, как орудием,—подобно плугу на пашне,—примером, принуждением, обучением, воспитанием. С другой стороны, такая тонкая но своему качеству ткань, как мозговая, определяющая собой ценность человеческой личности, является главным пунктом, где алкоголь сосредоточивает все свое грубое, разрушительное действие. Поэтому мы в праве ожидать худших последствий от алкоголизации для умственного развития, чем для физического телосложения.

И, действительно, отсталых умственно мы встречаем чаще среди пьющих школьников, именно, у мальчиков 25,4%, а среди трезвых — 20,8%,—среди пьющих девочекъ—22,7°/о, а среди трезвыхъ—19,4°/о.

Доброжелательое отношение ко вкусу алкоголя повышает число отсталых среди пьющих мальчиков — до 26,7 °/о против 24,0°/о, кому не нравится вкус.

Но у девочек почему то процент отсталых среди тех, кому не нравится,—23,8°/о больше, чем кому нравится,—21,5°/о. Напивавшиеся дают максимум отсталыхъ—31,3°/о у мальчиков и 25,4°/о у девочек.

Итак, даже редкое употребление спиртных напитков школьниками задерживает у них осязательным образом развитие умственных способностей.

— 576 —

§ 8. Успешность мальчиков-школьников в связи со степенью алноголизации.

КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ

Общее число .

&

3'

Я

СО

О

о«

Н

4.283

г»

X

Я

. =Г £

А

а

9.676

»

св

■ 5

£ s

Я я

4.703

^ Нравится, со

а; и о Я X с я

и 3

Я со

>э а

1.513

Успешность: Хорошая .

34,1%

31,4%

32,6%

30,3%

26,9%

Средняя . . .

48,8 „

47,5

46,9 „

47,6 „

45,3

Плохая ....

17,1

21,1 „

20,5 „

22,1 „

27,8

Результаты успешности учения позволяют глубже, заглянуть в характер соотношений, устанавливающихся между умственной работой и алкоиолизацией у сельских школьников. Успешность мы оценивали тремя рубриками: хорошая (I), средняя (И) и плохая (III).

Пьющие мальчики уступают трезвым но всем трем рубрикам: (I) — 31,4°/о, у трезвых — 34,1°/о. (II) у пьющихъ— 47,5°/о и у трезвыхъ—48,8°/о. (III) у пьющихъ—21,1 °/о и у трезвыхъ—17,1°/о.

Доброжелательное отношение ко вкусу алкоголя заметно понижает успешность против тех пьющих учеников, которым „не нравится", именно, (I) кому нравится—30,3°/«; а кому не нравится—32,G°/o. (III) кому нравится—22,1°/о, а кому не нравится—20,5°/о.

У напивавшихся наблюдается резкое падение успешности но всем трем рубрикам.

§ 9. Успешность девочек-школьниц в связи со степенью алноголизации.

КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ

Й

«а

И

%

5

, 5

Я X

2

А

со

©

я

й

я.

А

сб

*5

ф й

я

я

сб

Сь

я я

2 а

Я д

е

ж2

пс

>> 5

Общее число .

3.439

3.836

2.026

1.810

ill

Успешность: Хорошая . . . Средняя . . . Плохая. . . .

48,8% 31,5 ч 19,7

36,8% 45,4 „ 17,8 ..

37,8% 44,9 „ 17,3 „

35,5°/0 46, 1* 18,4 „

27,0?' 49,6 . 23,4 г