— 575 — § 7. Умственное развитие школьников. М А Л Ь Ч И К И: КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ:
Мозговая ткань но своему строению и функциям, как известно, представляет необычайно сложную, самую деликатную часть нашей психофизической организации, в развитии и совершенствовании которой окружающая среда успешно конкурирует с наследственностью; причем среда воздействует своими особенностями, как орудием,—подобно плугу на пашне,—примером, принуждением, обучением, воспитанием. С другой стороны, такая тонкая но своему качеству ткань, как мозговая, определяющая собой ценность человеческой личности, является главным пунктом, где алкоголь сосредоточивает все свое грубое, разрушительное действие. Поэтому мы в праве ожидать худших последствий от алкоголизации для умственного развития, чем для физического телосложения. И, действительно, отсталых умственно мы встречаем чаще среди пьющих школьников, именно, у мальчиков 25,4%, а среди трезвых — 20,8%,—среди пьющих девочекъ—22,7°/о, а среди трезвыхъ—19,4°/о. Доброжелательое отношение ко вкусу алкоголя повышает число отсталых среди пьющих мальчиков — до 26,7 °/о против 24,0°/о, кому не нравится вкус. Но у девочек почему то процент отсталых среди тех, кому не нравится,—23,8°/о больше, чем кому нравится,—21,5°/о. Напивавшиеся дают максимум отсталыхъ—31,3°/о у мальчиков и 25,4°/о у девочек. Итак, даже редкое употребление спиртных напитков школьниками задерживает у них осязательным образом развитие умственных способностей. | — 576 — § 8. Успешность мальчиков-школьников в связи со степенью алноголизации. КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ
Результаты успешности учения позволяют глубже, заглянуть в характер соотношений, устанавливающихся между умственной работой и алкоиолизацией у сельских школьников. Успешность мы оценивали тремя рубриками: хорошая (I), средняя (И) и плохая (III). Пьющие мальчики уступают трезвым но всем трем рубрикам: (I) — 31,4°/о, у трезвых — 34,1°/о. (II) у пьющихъ— 47,5°/о и у трезвыхъ—48,8°/о. (III) у пьющихъ—21,1 °/о и у трезвыхъ—17,1°/о. Доброжелательное отношение ко вкусу алкоголя заметно понижает успешность против тех пьющих учеников, которым „не нравится", именно, (I) кому нравится—30,3°/«; а кому не нравится—32,G°/o. (III) кому нравится—22,1°/о, а кому не нравится—20,5°/о. У напивавшихся наблюдается резкое падение успешности но всем трем рубрикам. § 9. Успешность девочек-школьниц в связи со степенью алноголизации. КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ
|