Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 574   >>>

  

— 574 —

проявлениями ея мы познакомимся вскоре; здесь же только подчеркнем, что школьники, которые пьют, но вкус спиртных напитков им не нравится, превосходят в различных отношениях первых, ставших уже друзьями алкоголя. Эта дружба в столь ранние годы свидетельствует о том, что ядовитые семена будущого алкоголизма личности, посеянные окружающей средой, начинают проростать и впиваться в нежную организацию юного существа.

§ 6. Телосложение школьников.

М А Л Ь Ч И К II.

Кому вкус алкоголя.

Трезвых. Пьющих.

Не нравится.

Нравится.

У наливавшихся.

Общее число.

. . 4.263

9.721

4.801

£920

1.532

Телосложение

X

0

1

мальное . .

• . 85,2%

83,8%

83,9%

83,4%

79,8%

Телосложение

сла-

бое . . . .

• • 14,8 „

16,2

16,1 „

16,6 „

20,2

ДЕВОЧКИ.

Общее число. . .

3.970

3.766

2.039

1.727

120

Телосложение нор

мальное ....

85,3 %

83,5%

84,3%

82,5%

82,5%

Телосложение сла

бое ......

14,7

16,5 „

15,7

17,5 ,

17,5 ...

Основные элементы физического развития детей определяются качеством здоровья обоих родителей, количеством наследуемой жизненной энергии. Поэтому спиртные напитки встречают в телосложении наибольшее себе противодействие, что проявляется в одинаковых колебаниях по различным группам числа слабых телосложением школьников как у мальчиков, так и у девочек, не смотря на употребление мальчиками более крепких, сортов, спиртных напитков.

Влияние алкоголя обнаруживается в нижеследующем: 1) среди трезвых школьников оказывается меньше (14,7%) слабых телосложением, чем среди пьющих (16,2%); 2) у наливавшихся процент слабых поднимается у мальчиков до 20,2% и у девочек до 17,5%; 3) отрицательное и доброжелательное отношение ко вкусу алкоголя имеет малое значение у мальчиков (16,1% и 16,6%) и большее у девочек (15,7% и 17,5%). Таким образом, несомненно, что употребление алкоголя совпадает с задержкой физического развития у школьников.

— 575 —

§ 7. Умственное развитие школьников.

М А Л Ь Ч И К И:

КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ:

Общее число

Трезвых.

^ Пьющих, о»

« в?

л §

* Н ® § Я

4.805

^ Нравится, о

: S

S И К S

X 3

Ж и

>> а

1.542

Развитие:

Нормальное .

. 79,2°/о

74,6°/о

76,0%

73,3%

68,7%

Отсталое . .

. 20,8 „

25,4 „

24,0 „

26,7 „

31,3 „

Общее число

ДЕВОЧКИ:

. 4.268 3.705 1.975

1.730

НО

Развитие':

Нормальное.

. 80,6%

77,3%

76,2%

78,5%

74,6%

Отсталое . .

. 19,4 „

22,7 „

23,8 „

21,5 „

25,4 „

Мозговая ткань но своему строению и функциям, как известно, представляет необычайно сложную, самую деликатную часть нашей психофизической организации, в развитии и совершенствовании которой окружающая среда успешно конкурирует с наследственностью; причем среда воздействует своими особенностями, как орудием,—подобно плугу на пашне,—примером, принуждением, обучением, воспитанием. С другой стороны, такая тонкая но своему качеству ткань, как мозговая, определяющая собой ценность человеческой личности, является главным пунктом, где алкоголь сосредоточивает все свое грубое, разрушительное действие. Поэтому мы в праве ожидать худших последствий от алкоголизации для умственного развития, чем для физического телосложения.

И, действительно, отсталых умственно мы встречаем чаще среди пьющих школьников, именно, у мальчиков 25,4%, а среди трезвых — 20,8%,—среди пьющих девочекъ—22,7°/о, а среди трезвыхъ—19,4°/о.

Доброжелательое отношение ко вкусу алкоголя повышает число отсталых среди пьющих мальчиков — до 26,7 °/о против 24,0°/о, кому не нравится вкус.

Но у девочек почему то процент отсталых среди тех, кому не нравится,—23,8°/о больше, чем кому нравится,—21,5°/о. Напивавшиеся дают максимум отсталыхъ—31,3°/о у мальчиков и 25,4°/о у девочек.

Итак, даже редкое употребление спиртных напитков школьниками задерживает у них осязательным образом развитие умственных способностей.