— 574 — проявлениями ея мы познакомимся вскоре; здесь же только подчеркнем, что школьники, которые пьют, но вкус спиртных напитков им не нравится, превосходят в различных отношениях первых, ставших уже друзьями алкоголя. Эта дружба в столь ранние годы свидетельствует о том, что ядовитые семена будущого алкоголизма личности, посеянные окружающей средой, начинают проростать и впиваться в нежную организацию юного существа. § 6. Телосложение школьников. М А Л Ь Ч И К II. Кому вкус алкоголя.
ДЕВОЧКИ.
Основные элементы физического развития детей определяются качеством здоровья обоих родителей, количеством наследуемой жизненной энергии. Поэтому спиртные напитки встречают в телосложении наибольшее себе противодействие, что проявляется в одинаковых колебаниях по различным группам числа слабых телосложением школьников как у мальчиков, так и у девочек, не смотря на употребление мальчиками более крепких, сортов, спиртных напитков. Влияние алкоголя обнаруживается в нижеследующем: 1) среди трезвых школьников оказывается меньше (14,7%) слабых телосложением, чем среди пьющих (16,2%); 2) у наливавшихся процент слабых поднимается у мальчиков до 20,2% и у девочек до 17,5%; 3) отрицательное и доброжелательное отношение ко вкусу алкоголя имеет малое значение у мальчиков (16,1% и 16,6%) и большее у девочек (15,7% и 17,5%). Таким образом, несомненно, что употребление алкоголя совпадает с задержкой физического развития у школьников. | — 575 — § 7. Умственное развитие школьников. М А Л Ь Ч И К И: КОМУ ВКУС АЛКОГОЛЯ:
Мозговая ткань но своему строению и функциям, как известно, представляет необычайно сложную, самую деликатную часть нашей психофизической организации, в развитии и совершенствовании которой окружающая среда успешно конкурирует с наследственностью; причем среда воздействует своими особенностями, как орудием,—подобно плугу на пашне,—примером, принуждением, обучением, воспитанием. С другой стороны, такая тонкая но своему качеству ткань, как мозговая, определяющая собой ценность человеческой личности, является главным пунктом, где алкоголь сосредоточивает все свое грубое, разрушительное действие. Поэтому мы в праве ожидать худших последствий от алкоголизации для умственного развития, чем для физического телосложения. И, действительно, отсталых умственно мы встречаем чаще среди пьющих школьников, именно, у мальчиков 25,4%, а среди трезвых — 20,8%,—среди пьющих девочекъ—22,7°/о, а среди трезвыхъ—19,4°/о. Доброжелательое отношение ко вкусу алкоголя повышает число отсталых среди пьющих мальчиков — до 26,7 °/о против 24,0°/о, кому не нравится вкус. Но у девочек почему то процент отсталых среди тех, кому не нравится,—23,8°/о больше, чем кому нравится,—21,5°/о. Напивавшиеся дают максимум отсталыхъ—31,3°/о у мальчиков и 25,4°/о у девочек. Итак, даже редкое употребление спиртных напитков школьниками задерживает у них осязательным образом развитие умственных способностей. |