— 560 — нием, то отсюда само собой вытекает заключение, что это образование должно быть поставлено в ряду самых сильных и верных средств борьбы с народным пьянством. Но признав за внешкольным образованием такое значение, следует определить, кто же должен быть у нас проводником и распространителем в народе этого образования. Каждый из его видов требует, для успешности своего применения: во 1-х, достаточно широкого и правильного общого образовония; во 2-х, уменья использовать свои знания в деле школьного образования; в 3-х, сознания своего долга перед народом и страной и необходимости служить просвещению нации; в 4-х, любви к народу и желания трудиться в его пользу, и в 5-х, довольно значительного количества свободного времени. Кто же в состоянии все это совместить, и кто может с пользой работать в этой области народного начального образования? Конечно, прежде всего, местная интеллигенция: священник, учитель, врач и вообще все образованные члены общества. Деятельность священника, как пастыря, пользующогося, в силу этого звания, большим уважением своих прихожан, безусловно должна быть полезной и желательной в деле внешкольного образования. Священник, проникнутый идеей служения народу, и своей жизнью являющийся образцом культурно-религиозного человека, может сделать очень многое в этом образовании и особенно в ведении народных чтений и духовно-нравственных бесед. Это тем более возможно, что у нашего сельского духовенства имеется достаточно свободного времени для такой деятельности. Не мало полезного в этой области может принести и народный учитель, особенно, если дать ему надлежащую подготовку, т. е. снабдить действительным образованиемъ— более широким, более жизненным и более близким к интересам народа, а не тем полуобразованием, которое он получает теперь в настоящих учительских семинариях, с их трехгодичным курсом и с программой, почти равной программе тех высших начальных школ, в которые они вступают потом в качестве преподавателей. Можно себе представить положение этих молодых людей, когда им придется преподавать те предметы, которые они знают в самой элементарной форме. Еще 1’ете указывал в „Вильгельме Мейстере“ на то, что нет ничего ужаснее положения учителя, который знает не больше, что должны знать его ученики. В настоящее время так распространено предубеждение против характера деятельности наших начальных школ, так принято бросать грязью в нашего начального учителя, так обыкновенно обвинение его в том, что он учит не тому, чему надо, и не так, как надо. Но, возводя такия обвинения, указывающие на них обыкновенно забывают окно, самое главное обстоятельство, а именно то, что, если наш народный учитель не на высоте своего положения, то в этом виноват не он, а те, кто не дал ему надлежащей подготовки к его будущему | — 561 — сложному и ответственному труду на пользу народа, и те, кто поставил его в такия невозможные условия работы, при которых глохнет и гибнете всякое проявление здорового человеческого духа. Вот как характеризуют эти условия люди, которые сами испытали их, и близко знают жизнь и деятельность народного учителя. „Я не буду касаться материальной стороны быта учащих, говорит один из них, — необезпеченность учителей известна всем, и служит причиной многих несчастий в жизни народного учителя, но я обращу внимание на условия духовной его жизни. Прежде всего даст себя чувствовать недостаточная подковка, получаемая учащими в учительских семинариях и особенно на первых норах учительской деятельности. Молодой учитель является со школьной скамьи в деревню, преисполненный самыми благими намерениями; он думает сразу просветить народ, рассеять все его суеверия и предрассудки, одним словом-- перевоспитать его. Но горькая действительность скоро приводите его к разочарованию. Учитель чувствуете недостаток своих познаний, своей неиодготовки к делу, видите недоверие крестьян к тем знаниям, которые он старался распространить; замечает он под-час и недоброжелательное, а то и совсем враждебное отношение к себе со стороны сельских властей. Теряется у него прежний пыл, ослабевает энергия.... Присоедините сюда недостаток жизненных средств, отсутствие нравственной поддержки, непрочное, безправное положение и полную зависимость от разных лиц, предъявляющих к учителю иногда прямо противоположные требования, и вам станете вполне ясна затруднительность положения учителя. Все это создает такую обстановку, ири которой невозможна правильная спокойная работа. Нужно много нравственной силы, чтобы преодолеть все неприятности и выйти из борьбы победителем. И далеко не все выдерживают эту борьбу; одни впадают в полное ко всему равнодушие, другие, не видя конца мытарствам, оставляют учительское дело и переходят на другия занятия “1). А вот другая подобная картина. „В глухой,занесенной снегом, таежной деревушке народный учитель месяцами не видите образованного человека, с которым могь-бы поговорить,—месяцами не имеете книги, которую мог-бы прочесть, как новинку. Поневоле надаете он духом, перестаете даже мечтать о возможном самообразовании и отстаете в своем развитии от более счастливых собраний. Одинокая монотонная жизнь угнетающе действуете на человека, являющогося но самой природе своей общественным существом — и много надо иметь силы воли, требуется большой запас душевной теплоты, чтобы в течение дол- *) Труды И-го всероссийского съезда представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания. Доклад Лопатнева стр. 678. |