— 557 — заведениях. На первое же время его следует ввести во всех средних и специально педогогических школах хотя бы с целью иодготовления будущих учителей, умеющих ввести правильные занятия гимнастики в начальных народных школах. Следующие виды внешкольного образования, как то: педогогические музеи, летния колонии и экскурсии, воскресные классы и уроки со взрослыми, повторительные и дополнительные классы и народные университеты имеют главной своей целью продолжение и расширение того образования, которое дается гиодростающему поколению деревни начальной школы. Без всякого сомнения, все они оказывают влияние и на успешность берьбы с алкоголизмом, так как, во 1-х они вносят умственное и нравственное усовершенствование в народные массы, сообщая сведения по всем отраслям науки и искуства; во 2-х, занимают у рабочого человека большую часть его свободного времени; в 3-х, вселяют в нем желание провести разумно праздничный отдых, и в 4-х, дают богатый материал к такому отдыху и к разного рода просветительным развлечениям. Одно из видных мест в ряду этих последних видов внешкольного образования, принадлежит бесспорно, народным университетам, которые своими популярными лекциями возбуждают в населении интерес ко всем областям науки и искусства, и, кроме того, имеют огромное воспитывающее значение, отвлекая своих слушателей от всего грязного, циничного и безшабашного, а в том числе и от пьянства. Но, к сожалению, народные университеты могут функционировать только в крупных центрах, где для них находятся лекторы, помещения и научные пособия. Впрочем, они, даже и при этом условии оказывают очень большое влияние на умственное и нравственное воспитание народа. Открываясь в больших городах, где имеется много фабрик и заводов, народные университеты, при удачной и умелой постановке, привлекают к себе много служилого и рабочого люда, который, блогодаря их просветительному влиянию, возвращается в свои семьи и деревни уже не таким грубым и циничным, как раньше, а потому и не заносит своего прежняго растлевающого влияния. Для более ясного подтверждения своей мысли о значении внешкольного образования в деле борьбы с алкоголизмом, я не могу не указать на яркий пример этого в соседних с нами странахъ—Швеции, Норвегии и Финляндии, где народное пьянство, еще так, сравнительно недавно, не уступало ни в размере, ни в безобразии своих форм пьянству нашего русского народа. В Швеции в конце 20-х годов прошлого столетия имелось до 173124 мест винокурения, так что каждое одно из них приходилось только на 14 жителей. В 1829 году ежегодное душевое потребление спирта равнялось там 46 литрам, между тем, как в настоящее время оно равняется лишь 4,5, литрам. В Норвегии в 30-х годах пьянство было так развито, что но воскресеньям около церковной ограды можно было видеть | — 558 — пьяных женщин и детей, а размер душевого потребления вина в 1899 году доходил до 16 литров при 50% крепости; теперь же он колеблется между 1, 1 и 2, 5 литра. В Финляндии в начале прошлого столетия пьянство также было распространено очень сильно во всем народе и представляло там не менее безобразный вид, чем у нас. Это печальное явление и вообще угрожающий размер потребления вина в связи с упадком нравственности и побудили финляндския общества и правительство принять энергичные меры к борьбе с таким злом. Пробудилось сознание того страшного вреда, который приносится алкоголизмом; началось сильное движение против него, и в результате получилось, что в 1906 году, по данным Гелениуса, душевое потребление вина равнялось всего только 1, 7 литра. Пример этот очень поучителен, и невольно наводит на мысль, о том, что там било, и что стало, и чем все это достигнуто? Ответ на такой вопрос нам дает отчасти член Государственного Совета г. Крамер, который но этому поводу в своей записке „Материалы для обоснования основных положений законопроекта о борьбе с пьянствомъ“ между прочим говорит следующее: „Всякия ограничительные постановления .чакона касательно торговли вином сами но себе приносят мало пользы, если в самом обществе не пробудилось сознание необходимости борьбы с пьянством. В виду сего правительства окаченных государств не только не препятствовали, но напротив того способствовали возникновению и развитию всяких общественных в этом направлении. Самое важное значение было придано проведению идеи трезвости в нодростаюицем поколении и поэтому учению об алкоголе отведено место в школе'“. Итак, для успешности борьбы с алкоголизмом необходимо прежде всего пробуждение в народе сознания вреда пьянства и той опасности, которая грозит от него всему населению и государству. Но одного сознания вреда алкоголизма еще не достаточно. Многие понимают этот вред и все-таки пьют и напиваются до полного забвения всего, даже самого близкого и дорогого — своих жен, детей и самого себя. Напиваются потому, что в таком оиьянении, в таком пьяном угаре и разгуле находят для себя единственное наслаждение, так как у громадного большинства пьющих другого наслаждения нет Вот это то другое — истинное и настоящее наслаждение и должно дать правильно и широкоиоставленное внешкольное образование, которое, расширяя умственный кругозор рабочого человека, облогораживает его, предостерегает от соблазна выпить с товарищами и доставляет приятные развлечения в часы досуга и отдыха. Справедливость такого взгляда, как нельзя лучше, и подтверждается указанными мной северными странами. Замечательно то, что в Швеции почин первого проявления общественного движения против народного пьянства исходил от учащейся молодежи. |