— 556 — В настоящее время сокольская гимнастика преподается у нас в гимназиях:: Царскрсельской г-жи Левицкой, Екатерино-славгкой, Тнфлиской и других. Мне пришлось быть на сокольем празднике у г-жи Левицкой, и видеть гимнастическия упражнения учащихся которые рельефно показали всем присутствующим свой ловкость, грацию, здоровье и жизнерадостность. Но еще более сильное впечатлсние на меня произвел слет соколов в Моровском городе Простесве, где я впервые вполне понял великое значение сокольства и оценил его влияние на все стороны общественной и государственной жизни, в смысле воспитания здоровых, сильных духом и телом, трудоспособных, смелых и горячо любящих свой родину граждан. Этот пример Чехии убедил меня в том, что введение серьезного преподавания гимнастики, по образцу западноевропейских государств, в наших средних и специально педогогических учебных заведениях, должно принести огромную пользу нашему отечеству. Оно прежде всего укрепит здоровье и нервную систему нашей молодежи, расшатанность которой в настоящее время доходит до того, что дети, в возрасте 12—13 лет, прибегают к самоубийству из за полученной двойки или выговора преподавателя. В недавно вышедшей книге „Народное образование и Сельския общества у Чеховъ“ г-на Любчеико по этому поводу имеются следующия строки: „Мы должны возвратишь нашу молодежь к тому идеальному, прекрасному пути, по которому она еще не так давно шла и полна была надежд и веры в лучшее будущее. И если нам удастся возвратить ей силы, здоровье и веру в светлое будущее, то это будет самая лучшая память, которую мы оставим в сердцах наших детей, нашей молодежи(стр. 12—130). Достигнуть этого возможно именно при помощи сокольской гимнастики, которая укрепляя тело, вместе с тем укрепляет и дух человека. Известная пословица: „в здоровом теле—здоровый духъ*, как нельзя лучше оправдывается сокольством, хотя нельзя забывать, что оно влияет на развитие духа и независимо от тела путем разнообразных и просветительных развлечений в своих сокольских домах: устройством концертов, лекций, литературных вечеров и т. д. Вообще обучение гимнастики имеет огромное значение, так как, кроме общого развития физических и духовных сил учащихся, оно отражается и на самом характете их, а вместе с ними и на характере всего населения. Влияние гимнастики выражается в том, что она прекрасно дисцинлининирует всех участвующих в упражнениях, сдерживаете все их резкие порывы, противодействует излишней распущенности, сближаете учащихся между собой, регулируете их 'взаимоотношения, приучаете к общности в работе, к порядку, терпению и настойчивости; знакомите с разумным провождением часов досуга, доставляете полезные развлечения и, в силу всего этого, является надежным средством в борьбе с алкоголизмом, а потому правильное преподавание гимнастики должно быть обязательно во всех учебных | — 557 — заведениях. На первое же время его следует ввести во всех средних и специально педогогических школах хотя бы с целью иодготовления будущих учителей, умеющих ввести правильные занятия гимнастики в начальных народных школах. Следующие виды внешкольного образования, как то: педогогические музеи, летния колонии и экскурсии, воскресные классы и уроки со взрослыми, повторительные и дополнительные классы и народные университеты имеют главной своей целью продолжение и расширение того образования, которое дается гиодростающему поколению деревни начальной школы. Без всякого сомнения, все они оказывают влияние и на успешность берьбы с алкоголизмом, так как, во 1-х они вносят умственное и нравственное усовершенствование в народные массы, сообщая сведения по всем отраслям науки и искуства; во 2-х, занимают у рабочого человека большую часть его свободного времени; в 3-х, вселяют в нем желание провести разумно праздничный отдых, и в 4-х, дают богатый материал к такому отдыху и к разного рода просветительным развлечениям. Одно из видных мест в ряду этих последних видов внешкольного образования, принадлежит бесспорно, народным университетам, которые своими популярными лекциями возбуждают в населении интерес ко всем областям науки и искусства, и, кроме того, имеют огромное воспитывающее значение, отвлекая своих слушателей от всего грязного, циничного и безшабашного, а в том числе и от пьянства. Но, к сожалению, народные университеты могут функционировать только в крупных центрах, где для них находятся лекторы, помещения и научные пособия. Впрочем, они, даже и при этом условии оказывают очень большое влияние на умственное и нравственное воспитание народа. Открываясь в больших городах, где имеется много фабрик и заводов, народные университеты, при удачной и умелой постановке, привлекают к себе много служилого и рабочого люда, который, блогодаря их просветительному влиянию, возвращается в свои семьи и деревни уже не таким грубым и циничным, как раньше, а потому и не заносит своего прежняго растлевающого влияния. Для более ясного подтверждения своей мысли о значении внешкольного образования в деле борьбы с алкоголизмом, я не могу не указать на яркий пример этого в соседних с нами странахъ—Швеции, Норвегии и Финляндии, где народное пьянство, еще так, сравнительно недавно, не уступало ни в размере, ни в безобразии своих форм пьянству нашего русского народа. В Швеции в конце 20-х годов прошлого столетия имелось до 173124 мест винокурения, так что каждое одно из них приходилось только на 14 жителей. В 1829 году ежегодное душевое потребление спирта равнялось там 46 литрам, между тем, как в настоящее время оно равняется лишь 4,5, литрам. В Норвегии в 30-х годах пьянство было так развито, что но воскресеньям около церковной ограды можно было видеть |