— 554 — талию юношества, находится в нашем отечестве в самом за чаточном состоянии. Занятия всем атом отсутствуют у нас не только в селах и деревнях и их школах, но даже в крупных центрах и городах с их многочисленными высшими, средними и низшими учебными заведениями. Для них не находят ни средств, ни преподавателей; для некоторых из начальных школ М. Н. П. ассигнует на годовое жалование учителю гимнастики, как уже сказано, всего только 75 p., т. о. такую сумму, на которую, во всяком случае, нельзя пригласить более или менее порядочного и знающого преподавателя. Совсем не то мы видим за границей. Там и правительство, и общество давно признали необходимость всесторонняго развития и укрепления физических способностей человека наравне с его духовными силами. Первыми в этом отношении стоять англичане и американцы, которые, при посредстве спорта и физических упражнений, создали крепость своей нации, передавая ей из поколения в поколение свой силу, энергию, выносливость и жизнерадостность. Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Чехия, Швеция и другия государства старого и нового света, одно перед другим, спешат, как можно шире и продуктивнее, обставить у себя физическое воспитание своего народа. Чешская и шведская гимнастика заслуживает но своим успехам и результатам, глубокого уважения и удивления каждого цивилизованного человека. Кто видел стройные, красивые, строго дисциплинированные ряды ловких, дышащих здоровьем и силой братьев - соколов Чехии, за их разнообразными, изящными упражнениями в гимнастических залахъ—тот сразу поймет и оценит значение и силу физических упражнений; оценит их и тот, кто успел познакомиться с характером постановки этих упражнений, или хотя бы посетил Шведскую выставку физического развития и спорта, бывшую у нас в Петербурге в настоящем году. В Швеции делу физического воспитания много поработал полковник Балк, которого русский делегат на международном конгрессе по вопросам физического воспитания и спорта характеризуется так: „это—человек большого опыта, четверть века занимающий место руководителя военной гимнастики в учреждении, подобного которому нет другого во всем мире; автор целого ряда выдающихся сочинений но всем отраслям физического образования; председатель и организатор общества северных игр; человек, демос/грирующий шведскую гимнастику и шведския игры почти во всех больших центрах Европы и Америкии. (Указатель Российской-ИИИведской выставки 190‘) г. стр. 13). При таких сведущих и преданных своей идее и ея распространению деятелях, физическое воспитание в Швеции и оказало те громадные п прямо, можно сказать, выдающиеся успехи, которые мы видели на Шведской выставке. Относительно английского Физического воспитания, тот же иол. | — 555 — Балк говорить так: „Я ценю в высокой степени английскую систему физического воспитания, основанную на народных играх и состязаниях,^так как она способствуеть образованию нетолько сильных людей, но и характеров, что и должно непременно входить в задачу физического воспитания“ (Указатель Шведской выставки 1909 г.). Чешская система этого воспитания и результаты ея также поразительны. Возродивниись в прошлом столетии с исключительной целью—восстановления и укрепления падающих и ослабевающих физических сил подрастающого поколения,— эта система, в течении времени, широко раздвинула свои рамки, направившись в сторону общого интеллектуального воспитания в физическом, этическом, научном и даже политическом отношениях. Сосредоточивая свой деятельность в так называемых „сокольских домах1и, род наших клубов, сокольство быстро распространилось но всем городам и селениям славянских земель, и воспитало себе здоровых, бодрых и крепких телом и духом граждан, страстно любящих свое отечество и умеющих работать над созданием его блогосостояния. Сокольство, развивая гимнастическими упражнениями силу мускулов, ловкость, смелость и изящество манер, в то же время доставляете своим членам также' развлечения и просветительного характера в виде лекций, бесед, литературных вечеров, концертов и т. п., словом, развивает их духовные способности, и даете разнообразные разумные удовольствия в часы досуга. Ежегодные праздники сокольства или „сокольские слеты*4, как их принято называть, происходят поочередно в одном из городов, и на них собираются из соседних и даже отдельных местностей тысячи народа, желающого видеть крайне интересные и разнохарактерные упражнения своих братьев-соколов, которых съезжается сюда тоже но несколько тысяч человек. Нечего говорить о том, насколько могло бы быть полезно сокольство в борьбе с алкоголизмом своей системой—развития духовных и физических сил народа, и доставлением ему разумных развлечений, отвлекающих его от выпивки. В данное время широкое распространение сокольства у нас является невозможным, вследствии того, что мы не имеем еще учителей, которые умели бы его преподавать; но такую невозможность можно и должно бы устранить в очень короткое время, если взяться за это серьезно, и идти к намеченной цели твердо и настойчиво. Для этого необходимо только ввести преподавание гимнастики но чешской или шведской системе во всех средних общеобразовательных и специально педогогических учебных заведениях, для чего в начале следует пригласить учителей из Чехии или Швеции, как это уже и сделано некоторыми гимназиями,—и тогда года через три у нас будут целые десятки тысяч лиц, умеющих преподавать сокольскую и шведскую гимнастику, и желающих разнести свои знания но начальным школам своего обширного отечества. 36 |