— 553 -— уВ нашей народной песне, говорит Миронольский, сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени.... Имея в запасе такой роскошный образователъный материал народного музыкального творчества, было-бы просто крайне не расчетливо, не воспользоваться им на пользу школы, на пользу просвещения народа. Стоя за музыкальное образование и в частности за хоровое пение в нашей начальной школе, мы стоим на почве живой и веской действительности“. Признавая вполне справедливым такой взгляд Мироиоль-ского, следует сделать к нему еще одно добавление, находящееся в связи с разбираемым нами вопросом, а именно: нужно указать на то, что нерассчетливо не воспользоваться музыкальными способностями нашего народа и в деле борьбы с алкоголизмом. Это тем более справедливо еще и потому, что всякия занятия музыкой и пением, кроме воспитывающого морального воздействия, имеют также особое значение для народа, как любимые им развлечения, которым он с удовольствием отдает часы своего досуга и этим отдаляет себя от выпивки. За необходимость улучшения преподавания пения в учебных заведениях высказались и всероссийские съезды хоровых деятелей, бывшие в 1908 и 1909 годах. Указывая на то, что хоровое пение воспитывает чувство, являющееся главным двигателем в живни человека, направляет его ум и волю и способствует развитию творчества, съезд просит членов Гос. Думы обратить внимание на несоответственность положения пения, как учебного предмета во всех наших школах, с его значением в деле воспитания. Вместе с этим съезд обращается к членам Гос. Думы с просьбой изменить редакцию статей рассматриваемого в комиссии но народному образованию законопроекта о высших начальных училищах в следующем смысле: во 1-х, избирать преподавателей пения только из лиц, получивших специальное музыкальное образование в учебных заведениях Императорского русского музыкального общества, или в специально певческих учреждениях; 2-х, сделать этих преподавателей штатными, сравняв их во всех правах со всеми остальными учителями в том случае, когда они обладают цен • дом не меньше средняго; в 3-х, увеличить их годовое жалованье, вместо настоящих 75 руб., до 480 рублей, по рассчету восьми недельных уроков с окладом в 60 руб. за каждый урок, и в 4-х, поставить самое пение, в ряду предметов учебного курса школы, наравне со всеми остальными предметами. Следующим видом внешкольного образования, имеющим огромное значение в деле духовного и физического развития народа, и соединенного с ним противодействия быстрому росту алкоголизма должно признать, таисже, гимнастическия упражнения, подвижные игры и спорт. Но, к сожалению, у нас на эту сторону воспитания обращается очень мало внимания, и применение гимнастики, игр, а тем более спорта, как средств к восии- | — 554 — талию юношества, находится в нашем отечестве в самом за чаточном состоянии. Занятия всем атом отсутствуют у нас не только в селах и деревнях и их школах, но даже в крупных центрах и городах с их многочисленными высшими, средними и низшими учебными заведениями. Для них не находят ни средств, ни преподавателей; для некоторых из начальных школ М. Н. П. ассигнует на годовое жалование учителю гимнастики, как уже сказано, всего только 75 p., т. о. такую сумму, на которую, во всяком случае, нельзя пригласить более или менее порядочного и знающого преподавателя. Совсем не то мы видим за границей. Там и правительство, и общество давно признали необходимость всесторонняго развития и укрепления физических способностей человека наравне с его духовными силами. Первыми в этом отношении стоять англичане и американцы, которые, при посредстве спорта и физических упражнений, создали крепость своей нации, передавая ей из поколения в поколение свой силу, энергию, выносливость и жизнерадостность. Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Чехия, Швеция и другия государства старого и нового света, одно перед другим, спешат, как можно шире и продуктивнее, обставить у себя физическое воспитание своего народа. Чешская и шведская гимнастика заслуживает но своим успехам и результатам, глубокого уважения и удивления каждого цивилизованного человека. Кто видел стройные, красивые, строго дисциплинированные ряды ловких, дышащих здоровьем и силой братьев - соколов Чехии, за их разнообразными, изящными упражнениями в гимнастических залахъ—тот сразу поймет и оценит значение и силу физических упражнений; оценит их и тот, кто успел познакомиться с характером постановки этих упражнений, или хотя бы посетил Шведскую выставку физического развития и спорта, бывшую у нас в Петербурге в настоящем году. В Швеции делу физического воспитания много поработал полковник Балк, которого русский делегат на международном конгрессе по вопросам физического воспитания и спорта характеризуется так: „это—человек большого опыта, четверть века занимающий место руководителя военной гимнастики в учреждении, подобного которому нет другого во всем мире; автор целого ряда выдающихся сочинений но всем отраслям физического образования; председатель и организатор общества северных игр; человек, демос/грирующий шведскую гимнастику и шведския игры почти во всех больших центрах Европы и Америкии. (Указатель Российской-ИИИведской выставки 190‘) г. стр. 13). При таких сведущих и преданных своей идее и ея распространению деятелях, физическое воспитание в Швеции и оказало те громадные п прямо, можно сказать, выдающиеся успехи, которые мы видели на Шведской выставке. Относительно английского Физического воспитания, тот же иол. |