— 442 — Из этого заработка рабочая семья (5 челов.) тратит на
Основные продукты: мясо и хлеб потребляются в количестве: В Англии в неделю на семью мяса . . 9,4 фунта. хлеба . 34,2 „ мяса . . 8,9 „ хлеба . 31,3 „ мяса . . 9,4 хлеба . 30;4 „ Общий бюджета, рабочого может быть выражен следующей таблицей в % к среднему доходу.
Приведенные страны потребляют много более крепких напитков, чем у нас в России; физическое же состояние здоровья их населения много выше; сопоставляя приведенные данные питания населения этих стран с питанием нашего пролетария, нашего пахаря, нашего трудовика—фабричного рабочого,— хлеб с квасом и луком, каша с салом и в дни зоговенья, в дни больших праздников, как лакомое блюдо, мясо, мы и должны базировать борьбу с разрушением, приносимым народному здоровью потреблением крепких напитков, не проповедью воздержания, а еще более, конечно, не проповедью умеренного регулярного потребления, а на проведении в жизнь, в настойчивой пропаганде требования улучшения материального блогосостояния народа. Яснее доказательств губительного действия на трудовые массы не алкоголя, а голода может служить совершенно безтен-денциозный обход наших и заграничных фабрик и заводов. Попробуйте, сомневающиеся, его произвести и вы получите ясное ,, Германии ,, 1Г 1У „ Франции „ | — 448 — представление, — изнуренные и скоро изнашивающиеся организмы непьющих (не говорю о пьющих) рабочих русских заводов и фабрик; крепкие, устойчивые организмы иностранных рабочих, хотя и потребляющих крепкие напитки. Для поддержания равновесия в трате жизненных сил организма данными физиологии неиреложно установлены нормы питания.
При условиях холодного климата эти нормы еще повышаются; но можем ли мы о них думать, можем ли мечтать, что не в безконечном далеком времени до них дойдет русский труженикъ? Я более, чем уверен, что при мобилизации всех сил в направлении борьбы не за искоренение алкоголя, а за подъем питания, выдвигая этот фактор народного блогополучия, как основной, вопрос о зле алкоголя сам собой решится и сведется к minimum'y. В данное же время мы видим картины, которые рисуют правдивые исследования русской деревни и которые прямо отвечают на вопрос: питает ли русский народъ? „Было бы поучительно составить правдивую выставку, на которой мы бы увидели не диковинки, а обыкновенных крестьянских коров и лошадей и те зерновые семена, какими деревня обсевает свои ноля. На такой выставке не было бы самообмана... Не мешает к такой выставке присоединить приданое большинства крестьянских невест и показать в картинах избы без соломенных крыш, снятых для корма скота в конце зимы, равно изобразить кистью художника коров, поднимаемых кольями от бессилия встать на ноги вследствие зимней безкормицы, и, наконец, заключить все это кладовой большинства наших крестьян и содержащимся в ней имуществом. При этом обнаружится, что имущество заключается единственно в старых тряпках, кое-каких веревках, оборванной сбруе и обвитых берестой горшкахъ". Другой исследователь говорит: ..Былая картина довольства крестьян хлебородного центра России совершенно изменилась. Новейшая сельская картина такова: маленькая убогая хата, в которой не живет, а прозябает постепенно вырождающаяся от скудиейшей растительной пищи крестьянская семья, одетая в ситцевые фабричные отребья... Отвар воды с ничтожным количеством кислой капусты, картофель, пшенная каша и черный хлеб, смоченный этим же отваром,—вот обычная пища кре- 29 |