Сажин И. В. Вліяніе алкоголя на развивающійся организмъ. Диссертація на степень доктора медицины, СПб.:1902

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 14   >>>

  

— 14 —

которую дают обыкновенно детям или по случаю семейных праздников, крестин, свадьбы, имянин и т. д. или для укрепления. Пиво часто заменяет там молоко детям. Матери успокаивают грудных водкой. В 1885 г. на митинге в Антверпене доктор Barella требовал закрытия ресторанов в определенный час особенно в университетских городах, где алкоголь заставляет «проливать не мало слез и крови студентов, с величайшей легкостью поддерживающих низменные привычки невоздержанности». Борба с алкогольными привычками учащейся молодежи ведется посредством Обществ воздержания и введения антиалкогольного преподавания. Последнее существует в 92% всех начальных школ. Из 4032 школ Бельгии в 27 20 учреждены уже Общества воздержания младших и старших учеников.

В Австрии широко распространенный обычай давать детям спиртные напитки вызвал горячее осуждение еще в 1888 г. со стороны профессора Nothnagel’fl, который назвал этот обычай «раковой язвой» нашего времени. Среди учащейся австрийской молодежи также развито в значительных размерах потребление алкоголя. В Вене 37) далеко не редкость встретить пьяного мальчугана в возрасте 5—6 лет. В бедных классах населения родители дают школьникам зимой на завтрак стакан дешевой водки для «утоления голода и согревания»; иногда ученик приходит пьяным в школу. В последнее время и в Австрии существует попытка ввести антиалкогольное преподавание.

В Америке 16 миллионов детей проходят антиалкогольный курс и, знакомясь с вредным влиянием спиртных напитков на организм, усвоивают в такой своеобразной форме начала умеренности и воздержания.

Общественные, частные, военные, морския школы посвящают часть учебного времени на ознакомление детей путем чтения, рассказов, химических опытов, демонстраций, сочинений и т. д. с влиянием алкоголя на человеческий организм. В Швеции, Норвегии существуют студенческия общества воздержания и антиалкогольное преподавание обязательно. В 1895 г. в числе 110,606 членов общества воздержания в Норвегии было 17,425 детей и юношей менее 16 лет от роду.

В России питейные обычаи способствуют ознакомлению с алкоголем и постепенному привыканию к нему с самого детства, с колыбели. В низших сословиях, по словам Якубо-вича, уже в грудном возрасте начинают приучать детей к водке, повышая дозу постепенно с нескольких капель до рюмок. В основе этого лежит существующий в народе предрассудок., что если давать водку маленьким детям, то они не будут

— 15 —

пить, сделавшись взрослыми. Потребление алкоголя в детстве и юнбсии явление очень частое и в бедных, и в зажиточных классах и не подлежит никакому сомнению. Поучительные примеры в этом отношении приведены доктором Горячкиным 38). Девочка 5 лет, из интеллигентной зажиточной семьи, получает уже с первого года то портвейн, то коньяк, то малагу; начали давать вино по назначению врача. Теперь она пьет ежедневно де менее 2-х рюмок портвейну и чайной ложки коньку. Недавно как то послучаю праздника ей дали 5 рюмок портвейну и рюмку ликеру. 1895 г. ребенок встретил с бокалом шампанского в руке. Пьет вино всегда с удовольствием, после чего оживляется и веселеет, обычно же вяла и апатична. Нередко даже 2—3-х месячные дети систематически опаиваются вином.

До ИО летняго возраста дают спиртные напитки в большинстве случаев с блогой целью «укрепления», для аппетита, сна, слабым золотушным, рахитикам, истощенным и пр. У бедных пользуются водкой простой иногда до 1—2 рюмок ея\е-дневно; в богатых семьях дают портвейнт»—для аппетита и укрепления, малиновку—для пота, когор и черемуховую наливку— при поносе, рябиновку — от глистов и т. д. Наблюдения Горяч-кина относительно 1671 ребенка в амбулатории детской больницы Св. Ольги обнаружили такие результаты. Алкоголь давался в 506 случаях, из которых 266 раз но инициативе окружающих и 240—по инициативе врача.

До 1 года — 51 случаи; от 1 до 2 летъ"—90 случаев; от 2—5 лет 209 случаев и выше 5 летъ—156 случаев. В 273 случаях алкоголь давался систематически. В юношеском возрасте замечается развитие профессионального пьянства среди учеников, ремесленников, фабричных, певчих, прислуги в трактирах и т. д. Типично заявление 12 летняго мальчика, ученика из мастерской, обратившогося за пособием с явлениями острого .алкоголизма: приходится пить водку и пиво, когда вздумается загулять мастерам — если откажешься, то бьют сейчас. Из 470 мастеровых алкоголиков, по исследованию Григорьева 39) 7 132 стали пить водку во время обученья. Развитие алкоголизма среди учащейся молодежи — несомненный факт. В одной из школ Новгородского уезда 40) из 58 учеников старшого отделения ИО бывали уже пьяны; из 21 ученика средняго отделения ИО пили водку и 5 из них бывали пьяны; из 27 — младшого -отделения 19 пили водку и 14 бывали пьяны; из 30 девочек водку пили все, а 17 бывали пьяны (3 старшого, 14 младшого отделения). В одном изь народных училищ Лифляндской губ. из 50 детей 92% оказались знакомыми с хмельными напитками и привыкающими к ним. По приведенным у Григорьева 41) данным на 182 ученика в 4 школах Петербурга, в возрасте