1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 | |
перу выдающихся богословским и философских светил. К тому же ему не достает, как сам он сознается» знания еврейского языка. Конечно, чрезвычайно легко и удобно делать нападение на борцов трезвости, якобы поддающихся великому самооб* ману, когда совсем не знают и не могут хорошо себе объяснить того, что собственно они утверждают, когда, вместо того, чтобы опровергнуть и доказать, набрасывают только на их мнения ложный свет и потом подвергают их осмеянию, как невежд и наивных людей, и нравственно уничижають их. Но при этом нельзя от души не пожалеть, что такая софистика, которая не может претендовать на строгую научность, могла однакож найти место в сборнике, изданном по случаю Двухсотлетняго юбилея Галльского университета.— 'Такое сочинение, конечно, всегда может производить впечатление на закоснелых врогон воздержания (темперенция) и таким путем очень удобно и выгодно аппеллировать к такого рода людям. Но все здание профессора Гарнака тотчас же падает, как карточный дом, как только коснешься одного пункта „библейского виннагсивопроса", и именно следующого: „где и в какой мере в Шблии под словом „вино* следует подразумевать перебродивший алкогольный, и где неперебродивший, свободный от алкоголя виноградный сокъ*? Это такого рода пункт, который, если хотят спорить, прежде $сего должен бы быть приведен в ясность, но профессор Гарнак этого пункта даже и не касается, что в высшей степени является странным, хотя, может быть, для противников воздержания и выгодным. Может быть, этот вопрос, по его мнению, несуществен и не заключает в себе никакой важности? Но, по тщательном и добросовестном исследовании, он не мог бы сказать этого, так как об этом как замечено, написаны знатоками дела целые томы. Кроме | того вопрос этот настолько выпуклый вопрос, что на него только тогда не наталкиваются, когда намеренно его обходят. Трудно, поэтому понять, делается ли это по неведению или же предубеждение и пристрастие может так сильно затемнять взгляд человека? Неоспоримо то, что иудейский народ в смысле напитка употреблял как перебродивший, так и ^перебродивший виноградный сок, было ли это питательное, или только вкусовое средство, и очень вероятно, что под неперебродившим вином разумелся не один только свежий сок из ягод виноградных, но что евреи так же хорошо, как и другие народы, умели этот неперебродивший грозд предохранять от брожения и на долгое время сохранять его неперебродившим. В этом отношении заслуживает особенного внимания следующее изречете доктора Адлера, английского обер-раввина ортодок-сальных иудеев: „я не знаю ни одного авторитета, говорить он, который ограничивал бы употребление слова „вино" только вином перебродившимъ". Но признать новым авторитетом в этой области профессора фармакологии и физиологической химии доктора Гарнака мы не имеем ни малейшого основания. Рассмотрим теперь этот вопрос в приложении к ска« эанному в библии. I. Из библии известно нам, что Ной возделывал виноградник, выпил перебродившого вина и подвергся опьянена. В этом состоянии он подал своему сыну Хаму повод ко греху, даже послужил причиной его, и проклятие этого греха пало на главу не только самого Хама, но и на детей и внуков его. Это—разительный пример того, что за грех предающихся алкоголю отцов наказываются и их потомки. Зерно |