Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1506   >>>

  

— 1506 —

вполне к краткому и верному замечанию одного из борцов за трезвость г. Гольдмерштейна, сказавшого, „что не будет преувеличением, если мы скажем, что в трезвости женщин и молодежи, лежит залог отрезвления всей России.

С первого взгляда может показаться странным: зачем это понадобилось выделять кустарей в отдельную кучку людей, как будто эти люди особенно нуждаются в нашей заботе о них ири выяснении вопроса о все возрастающем пьянстве. Действительно только с первого взгляда, может так показаться, на самом же деле имеются, как мне кажется, самые уважительные причины для того, чтобы в деле борьбы с пьянством на кустаря было обращено особенное внимание.

Во первых, численность кустарей. Только но приблизительному рассчету, притом сделанному еще в 190J г., т. е. 8 лет тому назад, кустарей насчитывается свыше ИО миллионов душ с оборотом, доходящим до 2-х миллиардов рублей в год. ИО миллионов людей! Ведь это .огромная цифра, с которой необходимо считаться и которую никак нельзя уничтожить, при всем даже желании противников кустарной промышленности, желающих ее видеть угасающей. Но если мы примем во внимание, что с одной стороны почти все крестьяне кустари, а с другой стороны, что количество признаваемых кустарей, вопреки всем уверениям об их вымирающей форме труда, быстро растет, то цифра ИО миллионов окажется еще гораздо большей, и, пожалуй, составить почти 1/10 всей части крестьянского населения России. Постепенно и теперь уже изделия наших кустарей захватывают почетное место на всемирных рынках, поражая иностранцев своей оригинальной свежестью и художественной самобытностью, а своею новизной давая пищу Западным мастерам для их стареющих мотивов в прикладном искусстве.

Во вторых, вникая в характерные особенности жизни кустарей, нельзя' не заметить, что некоторые из этих особенностей могут создать именно ту почву, которая должна считаться наиболее блогоприятной для нормального, здорового и трезвого труда, а след., и борьбы с пьянством. Несмотря на часто неудовлетворительное состояние жилья крестьянина, на все то тяжелое экономическое положение в коем он находится, все же жизнь его нельзя сравнить с еще более тяжелой жизнью фабричного рабочого, жизни проходящей в скученных городах, при -самой тяжелой обстановке. Уже одно то обстоятельство, что блогодаря климатическим условиям страны, большинство крестьян может в. течение нескольких месяцев в году иметь отдых огь тяжелого земледельческого труда - главного труда их жизни— уже одно это обстоятельство дает им больше преимуществ сравнительно с бездомным рабочим.

Все мы знаем, что положение нашего кустаря во многих случаях крайне тяжело, часто, блогодаря все тем же общим

— 1507 —

экономическим условиям страны,—безвыходно, тем не менее, нельзя не отметить того отрадного факта, на который указывают многие исследователи быта кустарей и фабричных, что кустари в общем пьянствуют меньше нежели фабричные рабочие. Этот знаменательный факт был отмечен еще 20 лет тому назад исследователями по кустарной промышленности,, как иностранными так и русскими. Г. Блоквист, в своем отчете по Ярославской губ. (помещенном в трудах Комиссии но куст. деятельности), говорить: „местные практикующие врачи определенно высказали мнение, что состояние здоровья ткачей настолько лучше здоровья фабричного люда, что никакого сравнения между ними нельзя провести. Кроме того, они удостоверяют, что у фабричных рабочих склонность к пьянству сильнее41.

Гласный от крестьян Миропольской волости Суджанского уезда заявил на земском собрании, что он, как житель г. Миро-полья, лично наблюдал за развитием деятельности кустарей и может . засвидетельствовать перед земским собранием, что некоторые из кустарей, отличавшиеся раньше нетрезвым образом жизни, за время работ в мастерской исправлялись и делались усердными рабочими \

Горячий спор о жизненности кустарного производства—этой отрасли народного труда—и о его конкурренции с фабричною— ведется давно; стойких защитников, как с той, так и другой стороны, насчитывается не мало. Но, если с экономической и социальной точки зрения можно еще спорить о превосходстве той или иной формы труда, то для нас здесь, с точки зрения народного здоровьяу не может быть и речи о том, какой из этих двух форм следует отдать предпочтение: тому ли труду, который производится в отравляющей, вредной для организма атмосфере, (как мы слышали здесь заявление одного из членов съезда о тех невыносимых тяжелых условиях работы, которые вынуждают рабочого прибегать к спиртным напиткам, чтобы облегчить физическия страдания)—или же к свободному, нормальному труду дома, у себя, нередко даже на открытом чистом воздухе. Несомненно, что этот последний труд дает более шансов и на трезвость, нежели фабричный с его извращенными спутниками,—плодами извращенной цивилизации и так называемой культуры.

Во избежание могущих возникнуть недоразумений считаю долгом оговориться в том смысле, что под кустарным трудом я разумею свободный, домашний труд, который крестьянин несет не по принуждению, как на фабрике, а в сьободное от главного—земледельческого—труда время, а не те извращения основ кустарного дела^ которые ведут к существованию мастерков, скупщиков и выростанию целой серии фабрикантиков,— этих вампиров,—высасывающих лучшие соки из кустарей, к которым вчера еще сами принадлежали. На огромную опасность