Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1429   >>>

  

— 1429 —

2. Обмен воздуха в камерах необходим самый энергичный; между тем проветривания здесь либо вовсе нет, либо оно устроено крайне неудовлетворительно. Отсутствие притока чистого воздуха, отсутствие тяги для быстрого удаления выдыхаемого воздуха и испарений ощущается особенно тяжело, вследствие необычайной тесноты и резкого запаха перегара, рвотных масс, мочи и пр.

3. Удаление нечистот и стоки для мочи совершенно не отвечают своему назначению: моча скопляется в выбоинах асфальта; пьяные мочатся, куда попало, сидят и лежат в лужах мочи (усиленное мочеотделение объясняется сильной жаждой пьяных и раздражением почек).

4. Устройство нар, совершенно недостаточных по площади, вообще нецелесообразно: пьяные диво валяются прямо на холодном полу, либо — даже при свободных еще нарах — лежат нередко поперек их, заграждая пространство для позже прибывающих.

5. Вытрезвляемъ^, раздетые до рубахи, а иные—до-гола, подвергаются длительному охлаждению, особенно вредному при состояниях глубокого опьянения, когда температура тела и без того надает. Это охлаждение, в виду недостаточной теплоты и сильной сырости некоторых камер, должно несомненно вести во многих случаях к различным последовательным заболеваниям.

6. В камерах не производится (да она и невозможна пока) надлежащая сортировка вытрезвляемых по степени опьянения. Люди, слегка подвыпившие, доставленные „в часть" за нарушение общественной тишины, содержатся в теснейшем общении с мертвецки-пьяными; случайно напившиеся, быть может, даже в первый раз, помещаются бок-о-бок с заведомыми пропойцами и бродягами.

7. Надзор за пьяными нуждается в полной реорганизации. Прежде всего нельзя допускать, чтобы за пьяными женщинами имели наблюдение сторожа, на обязанности которых лежит раздевание их, сопровождение в отхожее место и пр. *). Далее, надзирающий персонал обязан заботиться не только об усмирении буйных, но и об уходе за вытрезвляемьими, как лицами, находящимися в состоянии тяжелого острого отравления. При деятельном уходе возможно в значительной степени предупреждать загрязнение пьяных и самих камер мочею и нечистотами, безпорядочное загромождение нар „безчувственными телами*, оголение пьяных и вредное охлаждение их, чрезмерную задержку протрезвившихся в обществе мертвецки-пьяных и т. д. К такому надзору должны быть привлекаемъ! лица с медицинской подготовкой (фельдшера, братья и сестры милосердия и т. п.) или

*) В недавнее время это пожелание, насколько нам известно, исполнено.

— изо —

вообще люди, практически знакомые с уходом за буйными и бессознательными душевнобольными, каковыми в сущности и являются пьяные *).

XI.

Столичный врачебный инспектор В. И. Скабичевский еще в 1901 г., докладывая градоначальнику о крайне неудовлетворительном состоянии камер для пьяных, недопустимом ни в санитарном, ни в административном отношениях, предложил ряд мер для приведения этих камер в некоторый порядок. С своей стороны, градоначальник еще с 1900 г. целым рядом „предложений" 2) требовал от городской управы неотложного принятия мер к улучшению состояния камер для вытрезвления при полицейских домах. Безплодность этих усилий побудила градоначальника обратиться в апреле 1903 г. к министру внутренних дел с донесением 3), что „помещения для вытрезвления пьяных весьма тесны, лишены надлежащей вентиляции и других необходимых приспособлений, вследствие чего пригреваемые в них не гарантированы от возможных вредных и тяжелых послед-ствй для их здоровья". Но и жалоба министру на управу прежняго состава нисколько не подвинула дела. Все усилия администрации до сих пор оставались безплодными, так как вопрос этот, служивший неисчерпаемой темой канцелярских предложений, с одной,—и отписок, с другой стороны, как-то не останавливал на себе внимания общества и печати. Но вот в 1904 году в Петербургском окружном суде разбиралось дело крестьянина Богданова, явившееся яркой иллюстрацией ко всему сказанному и написанному о „пьяных камерахъ*1. Отчеты о судебном заседании облетели все газеты; развернувшаяся перед судом картина „вытрезвления" пьяных в Петербурге сделалась достоянием общества и не могла не смутить общественной совести. Дело это настолько характерно, что мы позволим себе вкратце изложить его здесь.

1-го января 1903 г. молодой человек, крестьянин Витебской губ., Ф. К., служивший сторожем в Управлении казенных железных дорог, отправился в 7 час. веч., в сообществе другого сторожа И., в гостинницу „Россия" (в Демидовом переулке), где вместе пили вино и угощались. К 8 час. К. был уже на-

*) Ив приложения к всеподданнейшему отчету по С.-Петербург-скому градоначальству за 1904 г. мы впоследствии узнали, что были организованы „лекции для смотрителей полицейских частей по истории пьянства на всем земном шаре и ва темы: пьянство в России, способ призрения пьяных и уход за ними в городах Зап. Европы, влияние алкоголя на органы человеческого тела в связи со смертностью, преступностью и вырождениемъ**.

2) От в ноября 1900 г. за № 7774, от 20 января 1901 г. за 528, от 18 апреля 1901 г. ва № 2533, от 5 сентября 1902 г. за а 1547, от 15 апреля 1903 г. за № 2975, от 1 мая 1903 г. за № 3257.

*) От 15 апреля 1903 г. за № 2976.