Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1257   >>>

  

— 1257 —

Табл. М 27. I. Запой-истощение.

Отцов.

Матерей.

Взрослых сыновей.

Взро

слых

дочерей.

Без ! боль- | ных. |

Вместе с больными.

°/о

°/о

и

°/о j

°/°

°/о

Алкоголиков .

40

13,3

39,3

60,5

Здоровых . . .

60

60

32,1 j

20,9

56

II. Запой-ритм.

°/0

>

°/о

°/о

Алкоголиков .

68

24

42,8

64,2

Здоровых . . .

28

52

38,1

И

23,9

65

III. Смешанный запой.

°/о

%

«/о

°/о

°/о

Алкоголиков .

81,8

36,4

66,7

75,6

26,3

Здоровых . . .

9,1

18,2

13,3

9,7

36,8

Таким образом родители влияют как путем наследственности, так не менее, если только не более, и путем их психического воздействия на образование того или другого вида запоя у детей. Подтверждение этого мы уже раз имели в таблице № 4 „распределение видов запоя по семейным группамъ“, где видно, что сочетание питейных привычек родителей определяет в известной мере вид запоя.

Что наследственное отягощение имеет скромное, не угрожающее значение, можно судить по тому, что нервные центры при запое-риты меньше страдают, чем при запое-истощвние, на что мы указывали выше, когда исследовали дозы, продолжительность приступов, длину светлых промежутков, сравнительную частоту последствий от алкоголизма. Наконец, один тог факт, что

- 126S —

запой-истощение возникает, главным образом, в зрелые года, этим самым свидетельствует о малом влиянии наследственности; иначе наследственно неустойчивые, дефективные первые центры должны были бы дать запой-истощение по преимуществу в юные годы, чего на самом деле нет. Приближаясь к концу работы, позволяем себе высказать несколько общих соображений относительно прогностики, терапии и некоторых других вопросов.

Тяжесть отдельного случая запоя, как и вообще алкоголизма, определяется суммой и качеством единиц здоровья, унаследованных от предков, главным образом от родителей, с одной стороны; и с другой—всей совокупностью социальных условий, действовавших на больного в период развития и установки его физической н психической организации; т. с. по преимуществу в возрасте 13—25 лет. Если в прошлом мы находим полосу здорового психического существования, тогда имеется надежда отделить у запойного приобретенную потребность в спиртных напитках от его внутренних переживаний, настроений, аффектов; при этом, чем позднее, особенно после 30 лет, формируется алкоголизм, в частности, запой, тем соответственно улучшается прогностика. Запой-ритм дает несколько лучшую прогностику, чем запой-истощение; при смешанном запое наихудшая прогностика, этого рода запойные обыкновенно пьют безпробудно и подолго. Появление запоя-истощение в молодые годы заставляет делать прогностику весьма неблогоприятную, сравнительно с запоем-истощение зрелых лета.

Лечение должно охватывать все стороны существа 'запойного, считаясь с историческим развитием его личности. Режим, диета, деканства и прочее—необходимы, но в первый угол следует поставить психотерапию во всей полноте, без нея нельзя рассчитывать на достижение прочных успехов, на возрождение здоровой личности. Иа расспросов запойных больных, даже интеллигентных, очень часто убеждаешься, что им не приходилось задумываться глубоко над собственным душевным миром, изучать его особенности и свойства, слабые и сильные стороны, работать над собой, что вообще запойные отличаются неумением рр&вильно оценивать явления в их психике и сознательно достигать душевного равновесия при житейских волнениях. Конечно, для всего этого требуется систематическая, настойчивая работа над своим самоусовершенствованием, чего именно как раз не достает у запойных: их личность складывается, само по себе, в слепой подчиненности от окружающого, в большой мере бессознательно и при том с резким направлением в сторону .автоматизма, упрощения психорефлексов. В результате задорные, не будучи в состоянии донимать и разбирать самих себя и при непривычке пользоваться психическими тормазами, — становятся безвольными жертвами своих же настроений. Они все отражают на себе, но не церерабатывают в себе, в творческом процессе.