Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1185   >>>

  

-1185 —

узнавши на деле блого трезвости. Были даже такие случаи, что заведомые пьяницы подписывались и до конца жизни своей оставались совершенно трезвенниками “.—(Письмо из Данковского у., Рязанской губ.).

Недоверчивое и ^сочувственное отношение народа к Обществам Трезвости отнюдь не обозначает, что борьба путем организации таких Обществ только „барская забава". Ко всему новому, свежему, грозящему старым привычкам и навыкам, народ всегда относится опасливо. Так он относился в свое время и к школам, и к просвещению...

Но в отзывах народа, характеризующих его недоверчивость, всегда можно найти указания на некоторые несовершенства организации, на некоторую не приспособленность Обществ к местным условиям... Напр., ропот на членский взнос полезно принять к сведению и уничтожить причину недовольства. Напр., опасливость перед зароком должна вызвать со стороны деятелей особое старание по выяснению сущности трезвенного обета...

Интересно проследить, между прочим, отношение народа к тем средствам воздействия, какия применяются сельскими деятелями трезвости.

Приходския общества п вообще все трезвенные группы, которыми руководят священники, носят характер церковный. Во главу средств воздействия ставится применение церковного зарока. Предполагается, что торжественный обет создает для слабовольного человека духовную задачу жизни, указует цель и направление внутренней борьбы, содействует укреплению душевных сил. В большинстве случаев зарок именно так и действует. Мы уже приводили в некоторых фактах указания на сдерживающее воспитывающее значение зарока.

Случаются-ли его нарушения?

Да. Случаются. Но, по отзывам всех наших корреспондентов,—не часто. Не выдерживают обыкновенно совершенные алкоголики. Борьба для них слишком мучительна. Как реагируют невыдержавшие на факт своего падения? Полная гибель надежд на лучшее будущее, отчаяние, — редки, почти единичны. Обыкновенное явление:—падший снова вступает в борьбу, снова дает зарок.

Иногда это новое вступление в борьбу даже требуется уставом общества. (Или правилами). Из одного общества трезвости нам напр., пишут:

— Случаи нарушения обета очень редки, но все-таки встречаются; за нарушение после вразумления и увещания, налагается, как эпитимия, двойной срок воздержания по истечении срока обета. (Письмо из Псков. губ.).

— Другия средства церковного воздействия — торжественная обстановка богослужения, особые эктении за трезвенников и поминовения, молебны, пение — на верующих людей действуют неотразимо. Об этом свидетельствует масса сообщений. Приводим одно.

— 1181)—

— Весьма блоготворно действует истовое блогоговейное богослужении, акафисты, а главное — простые братския беседы. (Письмо из Тургаиской области).

Здесь именно характерно указание на „простыя* беседы. Огромное воспитательное значение таких простых бесед пастырей с прихожанами отмечалось не раз, но редко этими указаниями пользовались в интересах дела.

Церковная проповедь—живая, чуждая схоластических форм, близкая народу по содержанию и изложению, согретая внутренним воодушевлением и внешней красотой приемов оратора, производит впечатление потрясающее. Но не всякому дано жечь глоголом сердца людей. Надо сознаться, что даже средний проповеднический талантъ—удел весьма немногих... Вот почему иногда и встречаются такие отзывы о влиянии проповеди:

В проповедях за богослужением хотя и объясняется все зло от пьянства, но оне мало кого убеждают. (Письмо из Казанск. губ.).

Иногда проповедь не действует отчасти и по иной причине.

— Церковные проповеди мало достигают цели, так как пьяницы обычно в храм не ходят. (Сообщение из фабричн. местности Влаимирской губ.).

— Вне церкви из средств религиозного воздействия применяются духовно-нравственные чтения. Успех их также зависит оть личности руководителя, его уменья, такта, внешних средств.

Многое обусловливается и выбором чтебного материала, который должен быть всегда увлекательным. Многое обусловливается, наконец, и общею религиозной настроенностью прихожан. Один священник пишет:

— Одну зиму мной были устраиваемъ! религиозные чтения, но прихожане отнеслись к ним несочувственно; исключительно духовнонравственное чтение мало занимает народ, а если бы чтения были и светския, с пением хора, тогда было-бы дело другое. (Письмо из Самарск. губ.).

Огромное большинство наших корреспондентов ведет и „светския" чтения с картинами, с участием хора. Да, они нравятся народу, эти чтения, но двойственная деревне дикость подчас проявляется и здесь. Вот что сообщают напр.

— На чтения со световыми картинами, которые очень нравятся народу, многие являются иьяными и своим дурным поведением причиняют много неприятностей и заведующему, и чтецам, и публике. (Письмо из Псковской губ.).

Броме чтений могущественным просветительным средством является библиотека. И библиотеки есть почти везде. Справедливость требует сознаться, что по качеству и подбору книг, оне не всегда стоят на должной высоте. Хорошо-подобранные библиотеки пользуются любовью населения. Об отрицательном отношении народа к трезвенной литературе говорит только одно сообщение.

—-.Мужику насильно не навяжешь ту книгу, в которой говорится о вреде их общественной привычки, и такую книгу