—, 1179 — организованъ!.. народные чтения, библиотека, читальня, пасека, .школьная трезвенная группа. Из Тургайской области пишут о 3-х Обществах1 Трезвости. При всех библиотеки, чтения, беседы, раздача трезвенной литературы,. ........ ., , : Из. , Акмолинркой области. имеется случайное' известие об (дном Обществе Трезвости. , . . .... Из Забайкальской облети имеются 4 сообщения об Обществах Трезвости. .Одно из нихъ—„Ключевское-Иннок‘ентиевскЬе'“— организовалось .без устава, на, особом формальном условии,, подписанном всеми членами. Особой деятельностью выделяется Общество, Дороницское с энергичным предс^дателемът^ои Иннокентием Сер^шиевымъ—во г^аве. Свяиценник С^рышев ‘издаст листки и брошюры, ведет .народны# чтетя, вел ' интересные опыты преподавания учения о трезвости въшколе, организовал 6 библиотечек в селах прихода. При Обществе нисходят частые собрания членови» для совещаний и дружеской беседы, организовала, безплатная раздача трезвенной литературы, имеются разумные. ргры.., . Духовенство вообще борется за трезвость средствами церковного воздействия, но жалуется, что обширность приходских райо-нон сильио мешает их делу. ’ : В Семиреченской области, блогодаря влиянию енЩ5коиа Туркестанского и .Ташкентского Продушенного Димитрия, весьма сочувствующого. делу трезвости, борьба с пьянством поставлена умело и ведется энергично. Работают единичные деятели—священники, работают и Общества Трезвости. Приемы церковной борьбы обычны; следует, однако, отметить, что, в смысле трезвенного воздействий на народ, придается особое значение хоровому и всенародному пению. Во многих местах ведутся внебогослужсбные собеседования, происходит раздача трезвенной литературы, устраиваются чтения со световыми картинами и без них, учреждаются библиотеки, выписывается немало газет и журналов, ведется проповедь в школе. Вот как, например, характеризуется в одном сообщении станица Урджарская: — Есть церковь, где молящимся, в числе других наставлё-ний, часто преподаются и наставления -о вреде пьянства, две школы — мужская министерская и женская церковно - приходская <- более 150 удаицимися. При школах есть библиотеки, откуда желающим выдаются книги. Не считая служащих и учреждений, журналы и газеты .выписываются многими и из казаков — всего названий до тридцати. Существует 2 хора певчих, есть играющие на скрипках, гитарах, балалайках и гармониках, иногда устраиваются концерты, ведутся воскресные чтения со световыми картинами и с участием хора певчих. Конечно, подобная характеристика типична далеко не для всех местностей области,—есть пункты, где борьба только за- | — 1180 — мешается, еще не настроилась, настраивается медленно и с огромным напряжением сил,—но из 17 обстоятельных сообщений, присланных священниками края, выносишь впечатление чего-то живого, растущого, сильного... В Оыр-Дарьинской области работают из духовенства лишь единицы. Данных об Обществах Трезвости не имеется. В селении Никольском, Ташкентского уезда, в 1908 г. открыто „общество приличия"; члены—трезвенная молодежь; устраиваются танцевальные и музыкальные вечера и спектакли. На работу духовенства неблогоприятно влияет обширность приходских районов... Сообщения из Закаспийской области касаются исключительно пунктов железнодорожного района. Обществ трезвости нет. Борьба носит церковный характер, но значительное место отводится и средствам просветительным. Работают исключительно священники одиночки. Из станицы Николаевской, между прочим, пишут: — Большая част> трезвенников образовалась из алкоголиков, блогодаря лечению у священника Тамбовской губернии; есть трезвенники, оставившие алкоголь без лечения; в настоящее время для алкоголиков начинают выписывать медицинския средства для излечения. В Ферганской области некоторые священники ведут трезвенную проповедь и беседы. Имеется сообщение только оба. одном обществе трезвости в Андижанском уезде, которое за недостатком средств и по иным местным условиям, лишено возможности развить.свой деятельность в должной степени. Из приведенных нами крайне поверхностных и далеко неполных сведений видно, что сельские пастыри, деятели трезвости, работают не только средствами церковного воздействия, как многим представляется, но и широко пользуются средствами просветительными, стоящими на уровне современности. Есть и народные дома, и кооперации, и библиотеки, и чтения, и многое, что может скрасить более или менее интеллигентно досуг трудящогося человека... Конечно, борьба ведется далеко не планомерно. Где делу трезвости сочувствует епархиальная власть, там трезвенные организации возникают в значительном количестве, развиваются, становятся вполне устойчивыми. Там, где подобного сочувствия нет, работают энергичные единицы, часто надламывающияся в борьбе с невыносимыми условиями... В общемъ—борьба идет сейчас и очень многое обещает в будущем. О результатах, более или менее очевидных, говорить еще рано:—слишком молодо дело, далеко не мобилизованы все деятельные силы, наконецъ—слишком неблогоприятны условия современности. Накопленная веками грязь в один час не стирается. Просвет брезжится. Духовенству надобно только некоторое сочувствие ценных сил образованного общества и изменение |