— 1180 — мешается, еще не настроилась, настраивается медленно и с огромным напряжением сил,—но из 17 обстоятельных сообщений, присланных священниками края, выносишь впечатление чего-то живого, растущого, сильного... В Оыр-Дарьинской области работают из духовенства лишь единицы. Данных об Обществах Трезвости не имеется. В селении Никольском, Ташкентского уезда, в 1908 г. открыто „общество приличия"; члены—трезвенная молодежь; устраиваются танцевальные и музыкальные вечера и спектакли. На работу духовенства неблогоприятно влияет обширность приходских районов... Сообщения из Закаспийской области касаются исключительно пунктов железнодорожного района. Обществ трезвости нет. Борьба носит церковный характер, но значительное место отводится и средствам просветительным. Работают исключительно священники одиночки. Из станицы Николаевской, между прочим, пишут: — Большая част> трезвенников образовалась из алкоголиков, блогодаря лечению у священника Тамбовской губернии; есть трезвенники, оставившие алкоголь без лечения; в настоящее время для алкоголиков начинают выписывать медицинския средства для излечения. В Ферганской области некоторые священники ведут трезвенную проповедь и беседы. Имеется сообщение только оба. одном обществе трезвости в Андижанском уезде, которое за недостатком средств и по иным местным условиям, лишено возможности развить.свой деятельность в должной степени. Из приведенных нами крайне поверхностных и далеко неполных сведений видно, что сельские пастыри, деятели трезвости, работают не только средствами церковного воздействия, как многим представляется, но и широко пользуются средствами просветительными, стоящими на уровне современности. Есть и народные дома, и кооперации, и библиотеки, и чтения, и многое, что может скрасить более или менее интеллигентно досуг трудящогося человека... Конечно, борьба ведется далеко не планомерно. Где делу трезвости сочувствует епархиальная власть, там трезвенные организации возникают в значительном количестве, развиваются, становятся вполне устойчивыми. Там, где подобного сочувствия нет, работают энергичные единицы, часто надламывающияся в борьбе с невыносимыми условиями... В общемъ—борьба идет сейчас и очень многое обещает в будущем. О результатах, более или менее очевидных, говорить еще рано:—слишком молодо дело, далеко не мобилизованы все деятельные силы, наконецъ—слишком неблогоприятны условия современности. Накопленная веками грязь в один час не стирается. Просвет брезжится. Духовенству надобно только некоторое сочувствие ценных сил образованного общества и изменение | — 1181 — условий работы. А условия эти, может быть, не ощущаемые нами в столице, там, в деревенской глуши, маловыносимы. На просветительной работе духовенства губительно отзывается подозрительность современной администрации (светской). С огромной затратой энергии добивается, наконец, иной священник того, что прихожане, захваченные горячею проповедью или призывом, отзываются всею душой и несут просветительному делу и свои симпатии, и необходимые средства. Дело как будто налаживается, деятель уже торжествует победу, и вдруг — все усилия, все горячия слова, вся отзывчивость народа сводится к нулю властной силой административного ,,veto“. Положительно больно, грустно до слез читать, например, такия строки в письме из далекой и глухой Семиреченской области: — В начале 1907 года по предложению священника собирались все служащие станицы и многие из казаков на обсуждение вопроса об открытии общества трезвости, но оказалось, что почти все умеренно выпивающие не пожелали отказаться от своей привычки и из устава трезвенников остановились на пункте об учреждении библиотеки. Решили учредить библиотеку-читальню, собрано было до 300 рублей денег и частой выписывались книги, журналы и газеты до конца 1908 г., но в виду неполучения оффициального разрешения на существование читальни от военного губернатора дело рушилось. (Переписка по этому делу велась полтора года). Или вот маленькая иллюстрация из письма священника Пермской губернии: — В первое время по открытии общества трезвости устраивались чтения как причтом, так и школой; с введением положения усиленной охраны, чтения, во избежание каких-либф недоразумений, вернее сказать—подозрений, со стороны гражданского, а отчасти и духовного начальства, прекращены. Примеры чиновничьяго вторжения в церковную жизнь и воздействия темных сил на дело трезвости мы уже приводили. Сильно отражается на деятельности и характер общежитейских отношений, складывающихся под влиянием борьбы за трезвость. Каковы же эти отношения? Отношение народа к трезвенной борьбе, организуемой, так сказать, сверху, проявляется различно. Подавляющее число ответов свидетельствует о недоверчивости народа, о его отрицательном отношении к трезвости вообще. Нам пишут: — К делу народного отрезвления население относится недоверчиво. (Письмо из Харьковской губ.). — К делу народного отрезвления прихожане относятся очень недоверчиво, не допуская даже мысли, что можно жить без водки; по их мнению водка такой же необходимый для человека продукт, как хлеб и вода; идею о трезвости считают |