Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1173   >>>

  

— 1173 —

крестьян, увлеченных трезвенной проповедью. Один священник Инсарского у. пишет:

— Четыре года веду беседы против пьянства и только в 1908 г. ко мне на дом явилось несколько человек прихожан с просьбой — нельзя-ли открыть общество трезвости. Это была одна из счастливых минуть моего пастырского служение.

В некоторых обществах встречаются случаи „тайной“ записи во избежание глумления со стороны пьянствующих соседей.

Средства культурной работы общепринятые. Сверх того некоторые священники ведут пропоганду трезвости в школе; в зданиях школы, церковной сторожки и волостного правления вывешиваются картины и листки трезвенного содержания.

По Калужской губ. отмечено 7 обществ трезвости. Некоторые имеют значительное количество членов (напр. Алферьев-ское—800).

По Тульской губ.—одно Дедиловское. Имеет чайную в собственном помещении, библиотеку, читальню.

По Рязанской губ. — 6. Один из выдающихся деятелей губернии священник Вышатин был клеветнически обвинен, блогодаря воздействию темных сил, которым претила его трезвенная работа, в государственном преступлении. К радости всех русских деятелей трезвости почтенный пастырь оправдан судом.

По Воронежской губернии отмечено 3 общества, при которых организованы библиотеки, чтения, раздача литературы и блоготворительная помощь.

По Тамбовской губернии отмечено 2 общества. По Курской—3.

Поволжьф.

Из Тверской губернии имеются сообщения о 13 общ. трезвости. В значительной части их кипит широкая работа. Власьфвскоф общество в Твери имеет свой детский приют. Вышневолоцкое имеет институт выборных (по образцу нашего Александро-Невского), библиотеку-читальню, уличные библиотеви-витрины, народные чтения, книжную торговлю; организована медицинская помощь членам; введено общенародное церковное пение, бывают паломничества.

В с. Романове при обществе имеется библиотека, чтения и устраиваются концерты. В с. Коротове устраиваются трезвенные беседы членов с пением; . есть граммофон. Руководитель общества в с. Хлепне практикует поездки по приходу для „уличныхъ" чтений. Явится в деревню, сядет где нибудь на заваленку, читает и беседует с собравшимся народом.

В общем — дело трезвенной борьбы в Тверской губернии сильно растет.

Из Костромской губернии имеются сведения о 16 обществах

— 1174 —

трезвости. Деятельность их, повидимому, достигает цели. Из села Кузнецова, напр., пишут:

— Приходское общество трезвости оказывает заметное влияние на население,—прекратилось потребление вина при крещении младенцев, при погребении умерших и при поминальных обедах.

Конечно, подобное явление—случай исключительный. Священ-шикь-трезвенник, много лета работающий в Чухломском уезде, пишем, совершенно иное:

— Мае никогда не приходилось убедить прихожан, не смотря па всю настоичшвость, справить трезвую свадьбу, крестины или даже поминки.

Из Нерехтскаро уезда пишут:

— Заметно, что общество трезвости производить доброе, хотя и слабое влияние, на прихожан. Слабое потому, что многие из трезвенников нарушают обет я тем подрывают веру в полезность записи и даже служат причими суеверного предположения, что „запись служит к большему искушению в пьянстве".

Та же „запись" в другом месте ©взвивается совершенно иначе. Из села Исупова, напр., пишут:

— Записным легче отговориться от соблазн. „Раз записались да если разрешим пить до срока, то над нами будут смеяться соседи",—говорят они. Действительно, сосуда высмеивали, если кто либо из записных начинал пить до срока.

Общества носят церковный характера., но пе чуждаются и культурно-просветительной работы. Ведутся чтепия, беседы; устраиваются библиотечки. При церквах 2-го Кологривского блого-чиннического округа открыты особые трезвенные библиотечки (с 1908 г.). Один из священников Чухломского уезда ходатайствовал об открытии таких же библиотечек при всех школах уезда; просили из сумм попечительства на это дело 100 рублей.

Об исполнении пока не слышно,—пишет этот священник,— хотя такия библиотеки с удобством могли бы быть устроены на пожертвования попечителей школы.

Отзывы пастырей о попечительствах и лицах, которые могли бы содействовать культурной работе, не весьма одобрительны.

Вот что пишет один, священник о попечительской библиотеке.

— Высылаются в библиотеку газеты: „Русская земля", „Соколъ" 2 экземпляра, „Русское чтение", „Поволжский вестникъ", „Сельский вестникъ" и журналы: „Природа и люди", „Дружеския речи", а отчего бы не высылать таких, как напр. „Трезвая жизнь", „Трезвые всходы", „Вестник трезвости"... Трезвости-то в библиотеке и нет...

Далее корреспондент пишет:

— Уговорил церковного старосту выписать в церковную библиотеку несколько брошюр против пьянства и жития святых. Все эти ккиги на перебой были разобраны прихожанами, а в комитетской библиотеке добрая половина книг не читается прихожа-