Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1149   >>>

  

— 1149 —

вином. Но это не все. Наступает праздник или конец рабочему времени, ^человека потянуло на улицу, на народ,— себя показать, людей посмотреть, посидеть, поговорить, отвести душу; собралась компания, купили вина,—за вином беседа веселее. Итак вино, вино, вино... Целое море вина. Всю жизнь свой купается и плавает в этом пьяном море русский человек оть колыбели до могилы: в вине искупали, когда родился, вином обмыли, когда умеръ". (Письмо из Черниговской губ.).

По общему показанию всех корреспондентов особым размахом пьяной гульбы отличаются свадьбы.

Один священник пишет:

— „Свадьбы служат ужасным раззорением всего имущества хлебонашца; меньше 50 рублей последний бедняк свадьбы не устроит, а кто побогаче, тот сразу набирает водки рублей на 100 и больше" (С. Залазье, Волынской губ.).

— „Из местных обычаевъ",—пишут из села Беловодского, Семиреченской области,—„можно указать „свадебные кладки", т. с. когда родители невесты выговаривают с жениха на свадьбу не менее ведра водки, да кроме того и жених еще покупает не менее ведра".

А вот сообщение из Пензенской губернии:

— Особого внимания заслуживает раззоряющий наших крестьян обычай „пропивать девушекъ", т. е. брать за невесту с жениха не столько деньгами, сколько вином (от 6 до ИО ведер, которые выпиватся до свадьбы, так что весь брак обходится не меньше 200 рублей.

Пьют на крестинах, пьют на погребениях.

При погребении нельзя, говорят, обойтись без водки. За водку копают могилы, за водку несут покойников. В оправдание говорят: денег за труд не берем, а водки не дашь, в другой раз никого не дозовешься. (Письмо из Харьковской губ.).

Поминальные обеды тоже сопровождаются винопитием.

Из Семиреченской области пишут:

Сохранился и пока еще держится в приходе обычай при погребении умерших устраивать трапезу для нищих и участников печального в семье события, обычай сам по себе хороший и заслуживающий поощрения, но страдающий одним недостаткомъ— неуместным употреблением в качестве угощения и водки. Но блогодаря уговорам причта такия водочные угощения выводятся.

В трудовом быту окончание работы обязательно отмечается пьянством. Пьянством же в среде ремесленников и наемных рабочих отмечается и начало труда и нередко все его этапы.

Крестьяне пьют при окончании сенокоса, жнитва, молотьбы.

Нам пишут:

Очень много употребляется пива домашняго и вина по окончании полевых работ, когда крестьяне-чуваши, по местному обычаю, созывают к себе родных и знакомых на попойки (пре-

— 1150 —

имущественно с 1 по 14 ноября). (Из письма казанского свящ.).

Л из самарского села Туармы пишут: в осеннее время кре-стьяне-пчеловоды (коих здесь очень много) делают кислый очень опьяняющий напиток из меду, угощают им своих родственников и знакомых, при этом употребляют не мало и водки.

Особенно много вина выпивается на „помочахъ*1 и „толокахъ“.

„Ни одна помочь не обойдется, что бы не было пьянства",— пишет единоверческий священник Самарской губ., „помогающие не взирают ни на бедность людей, которым оказывают помощь, ни на свой собственную; если их не напоили до пьяна, делают сами по себе складчину и пьют до свала“.

Другой священник пишет:

Самым неблогоприятным обстоятельством для развития трезвости надо считать „помочи**. На этих помочах пьют не только те, которые работают, но всякий, кому не лень идти в дом хозяина, собравшого помочь. (Письмо из Пензенской губ.).

Ииаймы на работу обязательно сопровождаются выпивкой.

Из Казанской губ. пишут:

При кайме рабочих, напр., по подряду возить дрова, сено, строевой лес, при нагрузке и выгрузке баржей и при всякой торговой сделке вино играет видную роль.

То же самое подтверждают и из Псковской губ.

Заработки и сплавной промысел не мало содействуют распространению пьянства среди не только взрослого населения, но и подростков, потому что нгуимы для этих промыслов совершаются непременно при обильном угощении' водкой. (Письмо из Псковской губернии).

Вообще „пьяныя** традиции трудовой жизни вносят не малую долю морального разложения в народ. Особенно губительно действует в этом отношении фабрика. Кажется и возникла она сравнительно недавно, а уже успела создать свои крепко вкоренившиеся обычаи.

Один священник из фабричного района пишет:

Весьма много пагубы приносит как бы освященный традициями обычай так называемой „клепки". Так именуется обязанность каждого, как вновь поступающого мастерового на работу, так равно и каждого, перешедшого с одной работы на другую, напоить водкой всю свой артель допьяна и самому вдрызг напиться. Этот скверный и соблазнительный обычай ревниво и настойчиво поддерживается пьяницами. (Сообщение из Владимирской губ.).

Еще вредоноснее фабрики, по отзывам корреспондентов, на развитие пьянства влияют горный промысел, прииски.

— Приисковая жизнь, — пишет один священник Пермской губернии, — это ужасная жизнь, гораздо хуже заводской, хотя и последняя очень неприглядна в нравственном и умственном отношениях. Кроме безнравственных здесь и разговоров не бывает. Если прииск не за работой, то отдыхает за бутылкой.