Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1145   >>>

  

— 1145 —

вым приютам, наливает до положении риз ходовую братию, которая нередко в пьяном виде, (как например в с. Ключах, Казанского уезда, 9 января) всенародно оскорбляет местный причт.

(Заявление 4-х казанских священников).

Борьба с пьянством духовенства пока очень и очень трудна. Существуют условия, которые устранимы лишь церковным собором. И когда они будут устранений, тогда только явится возможность требовать от духовенства абсолютной трезвости и известного нравственного совершенства.

В данное же время приходится желать одного,—чтобы в курс духовных учебных заведений было введено учение о трезвости.

Пьют все племена и народности, входящия в состав нашей империи.

В западном и прибалтийским краях при значительном потреблении водки и заводского пива население пьет еще серный эфир. Этотъ—же продукта сильно распространен среди псковской чуди (нолуверцев) и носит у них прозвание „ликвы". Переселенцы эсты занесли ликву даже в Вологодскую губернию...

Черемисы и чуваши, потребляя водку, упиваются еще своеобразными хмельными напитками домашняго изготовления.

1. Буряты Забайкальской области, по отзыву местного священника, сильно злоупотребляют спиртными напитками и увлекаются карточной игрой.

Пьют и киргизы.

2. —„ Громадному сбыту водки помогают киргизы, научившиеся нить водку не хуже русскихъ",—пишут из Ферганской области.

По отзывам из Малороссии и Западного края вовсе не пьют, или пьют очен мало только евреи.

Пьют дажо народности, которые, но вероисиоведным условиям, обязаны быть трезвенными.

Из Сыр-Дарьинской области сообщается, напр., такое соображение.

— Характерное явление! В Чиназе (поселке) 26 дворов и 2 склада с вывесками (следовательно—с нравами на торговлю); в Богородицам 60 дворов и 3 склада тоже с правами. Спрашивается:—кто' содержит эти заведения?—26 дворов не могут даже при повальном пьянстве содержать 2 склада. Очевидно не мало крепких напитков разбирается и мусульманами.

Из Самарской губ. пишут:

— Татары вино употребляют редко, но их закону это грешно, но набожные из них сумели обойти закон: вместо вина они употребляют, и в очень больших размерах, аптекарский киндер-бальзам, которым и упиваются нисколько не меньше и не хуже, как русские вином. Киндер-бальзам продается везде и всякому без рецепта врача и в каком угодно количестве; в татарском селе винной лавки нет, но за то в каждой

— 1146 —

самой даже плохой молочной лавочке запас киндер-бальзама измеряется не фунтами, а пудами.

Размах пьянства не везде одинаков. Но чаще всего пьют при случае до скотоподобия, до исступления, до смерти...

— В сем году один умер от водки в чужом дворе, а другой от пьянства повесился, — пишет один священник Полтавской губ.

Пьют до полного безуиЙя, до готовности продать душу дьяволу. Один волынский священник, напр., сообщает:

— „Пропойца за крючок вина в шинке, сорвав с себя нательный крест, плевал на него и тойтал ногами*.—(письмо из Волынки, губ.

Пьянство народа отражается на многих сторонах современной жизни и ярче всего на промышленности. Вот что, напр., пишут с рыбных промыслов на Каспии:

3. —Русские рабочие—алкоголики на рыбных промыслах приносят очень много вреда промысловому делу, и хозяева предполагают заменить их киргизами, которые никаких спиртных напитков не употребляют. (Письмо из Закаснийской области).

Страшно читать краткия, но выразительные отметки, точно нечаянно просыпанные в каждом, в каждом сообщении.

— Пьют все. Непьющих почти нет. Пьют очень много. Пьют, но не пьянствуют. Пьянствуют безпробудно...

От Архангельска до Ялты, от Варшавы до Тобольска—поголовный угар. Точно безмолвно сговорилась вся страна покончить свое существование самоубийством и выбрала для этой цели наиболее приятный и наиболее страшный ядъ—алкоголь.

Но ужас перед губительной силой пьянства начинает, наконец, охватывать и деревню, создавая блогодетельную реакцию.

Из Пензенской губернии, например, пишут:

— В приходе стала замечаться реакция,—раздались голоса против общественных попоек, собственно против проиивания общественного добра, зоговорили против пьянства молодежи, возопили женщины...—(письмо из Пензенской губ.).

Трезвенная деятельность провинциального духовенства, развиваясь и ширясь, несомненно способствует росту указанного явления.

Какия-же условия блогоприятствуют развитию народного пьянства, создавая для него более или менее удобную почву? Наши корреспонденты со всех концов России дают в общих чертах почти однообразную характеристику этих условий. Приводим выдержки.

1. Из с. Кузнецова Костромской губ. пишут:

— Пьянству местное население продается особенно в храмовые местные праздники, продолжающиеся нередко но целой неделе, во время брачных пиров, при общественных сходах, при продажах и покупках, при помочах, по уборке хлеба—