Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1146   >>>

  

— 1146 —

самой даже плохой молочной лавочке запас киндер-бальзама измеряется не фунтами, а пудами.

Размах пьянства не везде одинаков. Но чаще всего пьют при случае до скотоподобия, до исступления, до смерти...

— В сем году один умер от водки в чужом дворе, а другой от пьянства повесился, — пишет один священник Полтавской губ.

Пьют до полного безуиЙя, до готовности продать душу дьяволу. Один волынский священник, напр., сообщает:

— „Пропойца за крючок вина в шинке, сорвав с себя нательный крест, плевал на него и тойтал ногами*.—(письмо из Волынки, губ.

Пьянство народа отражается на многих сторонах современной жизни и ярче всего на промышленности. Вот что, напр., пишут с рыбных промыслов на Каспии:

3. —Русские рабочие—алкоголики на рыбных промыслах приносят очень много вреда промысловому делу, и хозяева предполагают заменить их киргизами, которые никаких спиртных напитков не употребляют. (Письмо из Закаснийской области).

Страшно читать краткия, но выразительные отметки, точно нечаянно просыпанные в каждом, в каждом сообщении.

— Пьют все. Непьющих почти нет. Пьют очень много. Пьют, но не пьянствуют. Пьянствуют безпробудно...

От Архангельска до Ялты, от Варшавы до Тобольска—поголовный угар. Точно безмолвно сговорилась вся страна покончить свое существование самоубийством и выбрала для этой цели наиболее приятный и наиболее страшный ядъ—алкоголь.

Но ужас перед губительной силой пьянства начинает, наконец, охватывать и деревню, создавая блогодетельную реакцию.

Из Пензенской губернии, например, пишут:

— В приходе стала замечаться реакция,—раздались голоса против общественных попоек, собственно против проиивания общественного добра, зоговорили против пьянства молодежи, возопили женщины...—(письмо из Пензенской губ.).

Трезвенная деятельность провинциального духовенства, развиваясь и ширясь, несомненно способствует росту указанного явления.

Какия-же условия блогоприятствуют развитию народного пьянства, создавая для него более или менее удобную почву? Наши корреспонденты со всех концов России дают в общих чертах почти однообразную характеристику этих условий. Приводим выдержки.

1. Из с. Кузнецова Костромской губ. пишут:

— Пьянству местное население продается особенно в храмовые местные праздники, продолжающиеся нередко но целой неделе, во время брачных пиров, при общественных сходах, при продажах и покупках, при помочах, по уборке хлеба—

— 1147 —

так называемые „домолотухи", „дожинухи"; заметно более проявляется пьянство в среде молодежи, возвращающейся с заработковъ—с фабрик и заводов.

2. —„Неблогоприятными обстоятельствами для распространения трезвости и доселе служат: 1) укоренившийся обычай пить вино при всех мирских сходах и совершенно индеферентное отношение к сему „власть имущихъ", 2) помочи 3) пьянство при свадьбах, в престольные праздники и дни Св. Пасхи, 4) убогая постановка школьного образования". — (Письмо из Рязанской губернии).

— Пьянство поддерживается в народе 1) невежеством и темнотой населения, 2) примером старшихъ—начальствующих, духовных пастырей, учителей и проч., 3) народным понятием, что пить водку не позорно, 4) отсутствием разумных развлечений, доступных бедным людям, 5) отсутствием в населении интересов и стремлений к просвещению и 6) придавленностью сознания народа, который думает, что не стоит ему стремиться к лучшему: —все равно он не в состоянии поставить свой жизнь лучше и выше существующей. (Мнение священника Самарской губернии).

Один священник Пензенской губ. пишет:

— К неблогоприятным обстоятельствам относятся частые попойки на сходах, при пайме должностных лиц для села, особенно начинающияся с осени но уборке хлеба; равнодушное приучивание к стаканчику водки своих детей подростков; традиционная хвальба обильным угощением, особенно на свадьбах, на престольный праздник, и стыд перед другими, если был недостаток водки на угощение.

„Крестьяне средняго достатка, занимающиеся земледелием, пьют не всегда, а но временам: 1) в престольные праздники,

2) на свадьбах и 3) во время гулянья рекрутов; тут не угостить гостей и не погулять с ними считается „безчестно"; каждый из кожи лезет вон, чтобы удовлетворить всех водкой, а гости стараются показать, что они довольны: поют, пляшут и шатаются. Бог этот-то господствующий взгляд на «безчестье» крайне трудно переменить и перевоспитать. (Письмо из села Ивановского, Казанской губ.).

Все указываемые корреспондентами условия можно распределить на три группы. К первой относятся, так сказать, условия исторического наследства; это—явления, отчасти связанные с культом в силу пережитка, отчасти слитые с бытом на почве исконного пресловутого русского хлебосольства.

Ко второй группе можно отнести условия чисто внешния случайные.

К третьей—те условия, которые сложились на почве несоответствия старых и новых форм жизни,—напр., общая некультурность, общественная невоспитанность, и т. ии.

Иг далекой-далекой старины идет обычай встречать праздник гульбой и пьянством. Обычай этот издавна был. перенесен и на христианские праздники (Пасха, Рождество), и крепко