Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1101   >>>

  

— 1101 —

Христианство с большим трудом могло уничтожить укоренившееся убеждение, по которому самоубийство считали в средние века за блогое дело. Замечательно, что в XI столетии Роберт I Норманскин, прозванный Диаволом, лишил себя жизни, написав сочинение, в котором защищал самоубийство и старался доказать, что никакие законы не воспрещают человеку лишать себя жизни.

Реформация глубоко потрясла веру средних веков и дала первый толчок к скептицизму, который отвергает всякий авторитет и ставит выше всего собственную личность, собственное мнение. Отчасти под влиянием этой самонадеянности возникло брожение умов, и число самоубийств увеличилось до неимоверности.

Нет сомнения, что самолюбие и гордость существовали всегда, но в новейшее время, не преувеличивая, можно сказать, что самонадеянность составляет почти всеобщую болезнь общества. Нет ничего удивительного, что лица, одаренные высоким умом, напр., такия, как Монтескье, Вольтер, Руссо, увлеклись софизмами и сделались защитниками самоубийства. Не подлежит, однако, никакому сомнению, что главнейшими причинами самоубийства, как в прежния времена, так теперь—были пьянство и др. пороки.

В настоящее время число случаев самоубийства почти всюду в Европе возрастает неимоверно. К. А. Skelton, статья которого была помещена в английском журнале „Nineteenth Century", признает, что главнейшею причиной увеличения самоубийств является—возрастание внутренняго недовольства (malaise) своим положением в массах населения, недовольства, проистекающого из развития потребностей, несоответственного с ростом средств их удовлетворения. Это чувство недовольства усиливается еще преобладанием стремлений к чисто материальным наслаждениям и упадком религиозного чувства.

Чем ниже культурное состояние человека, тем меньше он ценит чужую жизнь; а чем оно выше, тем меньше он ценить собственную. У первобытных народов убийство — самое заурядное явление; самоубийства же редки. У цивилизованных народовъ—наоборот: самоубийцы преобладают над убийцами и тем значительнее, чем народ цивилизованнее. Это—строго математический закон. Как будто есть какой-то запас злого чувства, которое человек должен израсходовать, если не против других, то хоть против себя. Мрачный философ Ницше даже возникновение совести приписывает той же потребности человека—мучить кого-либо,—себя или другихъ—безразлично. Не имея возможности истязать других, он рад потерзаться хоть сам угрызениями совести.

Какия же причины самоубийствъ? Увеличение числа последних ставят в связь с обострением борьбы за существование. Но это объяснение, очевидно, далеко не исчерпывает всех случаев. Почему противуестественная мысль о самоуничтожении имеет для человека неодолимую привлекательность, так что редкий из нас

- 1102 —

когда-нибудь, хоть не надолго и даже без всякого особого повода не отдавался ей? Почему каждому из нас самоубийца представляется не дезертиром, бегущим с ноля жизненной битвы, а героем, в ореоле мученичества? Почему еще в древния времена, у греков и римлян, самоубийство не считалось предосудительным, а у стоиков возводилось даже в подвигъ?

Видимо, с развитием цивилизации, развивается все больший разлад между человеком и жизнью. Но в чем требующая устранения причина этого разлада: в том ли, что человек становится слишком притязательным к жизни, или же самая жизнь слишком оскудеваетъ? ИИепомернб ли много начинает требовать от жизни человек, или, напротив, слишком мало ее ценитъ? Или же жизнь больше берет у человека, чем дает ему, и он просто устает, не находя возмещения утраченным силамъ? По нашему мнению, одним из самых деятельных факторов, обусловливающих самоубийство, является алкоголь.

Ни один порок не распространен в таких огромных размерах, как пьянство, и ни один не расстраивает так часто семейного спокойствия, не подвергает бедности и болезням и не влечет за собой наклонности к умопомешательству, преступлениям и самоубийству. Большею частью (в 142 случаях из 520) самоубийцы предавались пьянству от горя. Многие лишают себя жизни из отчаяния, что не могут победить своей гибельной привычки к вину. Значительное число (148 из 520) пьяниц лишают себя жизни потому, что им постоянно отказывают в местах. Необыкновенное возбуждение, которое вызывает оглянете, иногда побуждает лишить себя жизни людей, вовсе и нена-клонных к самоубийству (46 из 520). Замечательно, что пристрастие к спиртным напиткам, которое так часто бывает причиной умопомешательства, иногда обнаруживается другими расстройствами организма (82 из 520). Вообще, страсть к вину может унизить человека до невероятности. ' Гибельное действие спиртных напитков наблюдается ежедневно. Некоторые болезни, невидимому, также бывают причиной непреодолимой страсти к вину. Иногда больные пьют, чтобы забыть о своем страдании (82 из 520).

Алкоголики в деле самоуничтожения обнаруживают иногда необыкновенную энергию и после неудачной попытки повторяют ее в другой, иногда в третий раз.

Из данных о личности самоубийц известно, что самоубийство значительно чаще среди мужчин, чем среди женщин, и что тенденция к самоубийству растет вместе с летами и достигает максимума в период 55—70 лет. Самоубийство вообще преобладает среди холостых, а также разведенных, слабее же всего среди состоящих в браке.

В самоубийстве женщин алкоголизм не играет такой роли, но самоуничтожение все же происходит на почве патологической наследственности и дегенерации. Большая часть попыток на самоубийство у женщинъ—неудачны, и нередко возникает вопросъ— было ли здесь серьезное намерение или одна комедия. Особенно