Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1079   >>>

  

— 1079 —

всех железных дорог в Америке, составляющая 1 /30 общого национального богатства. С торговлею спиртными напитками связаны заработком до 1.200.000 людей—целая армия, равная японскому войску в последней войне с Россией. Когда закон о запрещении торговли спиртными напитками прошел в штате Алабама, то потеря торговцев и содержателей пивных и водочных заводов определялась в 2‘/г миллиона рубл. — капитал, помещенный в этом штате в пивные и водочные предприятия. В штате Кфнтуки этот капитал простирался до 200 миллионов рублей, и кабатчики с успешной победой трезвенников за последние годы потеряли почти все округа в этом штате, кроме 4. В штате Тексас округ за округом винная армия была побеждена в целой половине штата и понесла убытков в 5 миллионов рублей.

Запретительные законы больно ударяют по карману торговцев спиртными напитками, и потому нет ничего удивительного, что люди, заинтересованные в этой торговле, противятся проведению запретительных законов всеми зависящими оть них средствами, не жалея ни денег, ни энергии на эту борьбу.

Натиск кабатчиков тем более жесток для трезвеннников, что кабатчики опираются на такую силу, как чувство плательщиков налогов. Дело в томъ', что в Америке из общого годового дохода оть спиртных напитков в 680 миллионов рублей на долю государства падает 400 милл., а на долю штатов и городов целых 280 милл. Почти половина доходов федеральных правительств получается оть винной торговли. Понятно поэтому, какой тяжестью грозит плательщикам отмена торговли спиртными напитками.

Все предприятия, связанные с торговлею’спиртными напитками, объединились в борьбе с трезвенниками в один огромный трест. Существует собственно около 20 питейных организаций трескового характера, но все оне фактически объединены в один трест, который, обладая огромными средствами, и ведет борьбу против трезвенников, обдуманно и расчетливо.

Прежде всего винный трест старается завладеть периодической печатью. Он покупает в газетах и журналах, но американскому обычаю, место и печатает там статьи. Затем, снабжает газеты осведомленным материалом, невыгодным для целей трезвенников, напр.: „результаты опустения дюжины винных лавокъ" и т. ии. Заставить газеты помещать нужные тресту сведения — очень просто: торговцы вином и связанные с их делом люди — хорошие поставщики объявлений, и с ними газетам приходится считаться.

..Винные люди1*, как называют американцы торговцев спиртными напитками и винных заводчикод, доходят до того, что просто угрожают раздавить газету, если она осмелится выступить против них.

Одна из пивоваренных компаний прислала такое письмо в Нью-Орлеанскую газету Times-Democrat: „Мы обращаем ваше

— 1080 —

внимание на то обстоятельство, что некоторые газеты обнаруживают наклонность восхвалять запретительную систему, направленную против торговли спиртными напитками. Пивовары ведут списки таких газет. Так как вы имели раньше известную долю участия в наших делах, то мы предупреждаем вас, что газеты, которые впредь станут публиковать известия, блогоприятные для трезвенников, лишатся не только нашего покровительства, но также и всякого другого пивоваренного предприятия в Соединенных Штатах. Все газеты, продолжающия наносить урон нашим делам, могут ожидать в будущем полного прекращения объявлений, как от нашего предприятия, так и оть всех других пивоварен ‘\

Интересную иллюстрацию к этому воздействию „винных лю-дей“ на прессу представляет следующая история. В одном из больших городов восточных штатов есть редактор газеты, которого специалисты считают одним из выдающихся журналистов. Он — отважный борец за то, что считает правдой. Недавно в его штате началась борьба с кабаками, и газета этого журналиста привела в смущение людей, стоявших за свободную торговлю спиртными напитками. Они отрядили к нему депутацию умных, опытных людей, которые знают как и с кем говорить, и специальность которых составляло убеждать других людей смотреть на вещи их глазами. „Вы видите,—сказали ему эти люди в заключение,—что мы не просим вас защищать наши интересы. Все, чего мы хотим от вас,—это, чтобы вы давали в вашей газете место текущим новостям той и другой стороны. Другия газеты в городе будут держать нашу сторону, но вы можете быть уверены, что ничто не попадет туда, чего бы ни было доставлено и в вашу редакциюКогда они кончили, редактор сказал им: „ИО или 12 лет тому назад, когда я пытался найти с вашей стороны помощь, чтобы вымести некоторые худые элементы среди торговцев крепкими напитками, вы отвернулись от меня. Вы были индифферентны ко всякой реформе в этом деле, до тех пор, пока положение дел изменилось, и на вашу голову не обрушилась беда. Вы теперь говорите, что вы стоите за реформы. Может быть вы искренни, а может быть и нет, но во всяком случае я давно ждал настоящого момента, и будьте уверены, что вся моя газета употребит все усилия на то, чтобы доставить успех проведению в жизнь новых законов. Вы можете помещать и не помещать объявлений, но газета будет вести свой линию". Начался бойкот газеты. Но редактор светло смотрел на будущее, он был уверен, что газета просуществует и без дружбы кабатчиков. Между тем кабатчики делали свое дело. Газета лишилась не только объявлений от торговцев спиртными напитками, но также и объявлений других торговых фирм, связанных своими интересами с кабатчиками, так что в конце концов в газету перестали давать объявления даже за-готовщики консервов, так как и они отчасти зависели от пивоваренных и водочных предприятий. Но издатель оказался