Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1076   >>>

  

— 1076 —

кабаков, и всякое нарушение закона будет сейчас же выводиться на свежую воду. Там не может быть таких явлений, как у нас, где про шинок знают все, кроме урядника, которому это только и надлежит знать.

Каковы результаты запретительной системы? ИИа этот вопрос не так то легко дать ответ, так как трудно учесть такое социальное явление, как трезвость. Притом надо заметить, что запрещение торговли спиртными напитками не исключает возможности жителям данного округа привозить для собственного потребления вино и пиво из соседних „не защищенныхъ" новым законом местностей. Для людей более или менее зажиточных новый закон мало стеснителен, так как они имеют возможность сделать необходимую закупку вина на продолжительное время в соседнем штате или городе, незащищенном запретительным законом. Только для людей несостоятельных запрещение торговли спиртными напитками равносильно полному воздержанию от спиртуозов. Неудивительно поэтому, что издание законов, запрещающих продажу стиртных напитков, началось именно с целью воспрепятствовать распространению пьянства среди не культурных элементов американского населения—среди индейцев и негров. Как общее правило, негритянское население, составляющее целую восьмую часть Соедин. Штатов, живот бедно изо-дня в день, и потому запретительные законы прежде всего накладывают свой руку на эту, некультурную, невоздержную часть населения данного округа или города. Для „белого1-населения эти законы стеснительны только для бедняков.

Тем не менее в литературе трезвенников мы находим богатый материал, показывающий, каковы блогодетельные результаты запретительных законов повсюду, где они только успевают вводиться; результаты, обнаруживающиеся сразу же после введения новых законов.

В г. Бирмингаме к 1 янв. 1908 г., когда запретительный закон только что был проведен, в местной тюрьме было 800 человек. 7 марта того же года, т. е. после 67 дней действия нового закона, в тюрьме осталось только 171 человек. И городской судья этого города свидетельствует, что число преступлений за это время уменьшилось на 60%, начальник же полиции отмечает, что со введением запретительного закона числи арестов сразу уменьшилось на половину.

Мы уже приводили цифровые данные относительно арестов в городах, где нет продажи спиртных напитков и где есть, и повсюду . преступность с введением запретительной системы становится значительно меньше. В г. Атланте за первые 1'/2 месяца 1907 г. было всех арестов 2.684, год спустя, после введения закона о запрещении торговли спиртными напитками, за те же полтора месяца 1908 г., общее число арестов в городе сразу упало до 1.430.

Начальник полиции в г. Ноквилле свидетельствует, что за

3 мес. до введения в городе запретительного закона, общее

— 1077 -

число арестованных равнялось 1.045, за те же 3 мес. следующого 1908 г., после введения закона о запрещении торговли спиртными напитками, число арестов понизилось до 549 (и так почти повсюду). Из некоторых городов сообщают, что под влиянием запрещения торговли крепкими напитками, преступления почти исчезли. „Тюремные двери,—пишет адвокат Триккет из г. Канзас,—растворяются ленивее на своих петлях и, может быть, мы совсем перестанем скоро нуждаться в тюрьмах: здесь, в городе, со 100 тыс. населения собралось на карнавал 50 тыс. человек, и было произведено всего только 4 ареста". Губернатор штата Сев. Дакоты, Бурке, сказал: ..мы так долго живем при запретительной системе, что в некоторых округах совсем уже нет тюрем. Преступления исчезают из штата".

Практические американцы сейчас же переводят это уменьшение преступности под влиянием новых законов на деньги. Один политический деятель из штата Миссури сообщает: „наши суды в округе стоили 20—40 тыс. долларов в год, теперь, когда торговля спиртными напитками запрещена, они стоят нам только 1.700 долларовъ". Город Нью-Иорк имеет дохода от 1.200 патентов на продажу крепких напитков 24—30 миллионов руб. в год, а стоимость уголовных преступлений, по некоторым вычислениям, равняется, за последний год, 70 милл. руб. Филадельфия получает с 1.800 питейных заведений 3‘/2 милл. рубл., стоимость же поддержания порядка и закона обходится там в 7 милл. руб. Г. Каунас, с 100 тысячным населением, выдержал упорную борьбу за проведение запретительного закона. Депутаты от торговцев, когда говорили о новом законе, уверяли, что закрытие кабаков тяжело отзовется на них, расстроит торговлю, уменьшит вклады в банки, остановит строительное дело, обострит квартирный вопрос, увеличит городское обложение, уменьшит ценность земель и вообще „разрушить" город. И вот прошел целый год, как запретительный закон введен в Канзасе. 500 зданий освободились из-под торговли спиртными напитками. 1.500 граждан-продавцов остались без дела.

Торговцы, которые выражали столько боязни перед закрытием кабаков, говорят теперь, что они ошибались. Прекращение продажи крепких напитков не только не разрушило торговли, но даже увеличило ее. Вклады в банки возрасти более, чем на

4 милл. рубл. после того, как кабаки были закрыты. Директор самого большого банка уверяет, что за 1 год закрытия кабаков вклады, в его банк поднялись на 1.700.000 долларов.

Он свидетельствует, вместе с тем, что большая часть торговцев в городе довольна результатами запрещения торговли крепкими напитками. Вице-директор подгородного банка говорит, что его дела увеличичились на 36%. Директор сберегательной кассы пишет, что дела кассы увеличились на 50% и они приобрели до 75% новых вкладчиков, деньги которых раньше уходили в кабак.