Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1064   >>>

  

- 1064 —

для здоровья ии работы, а президент должен быть образцом для других чиновников. Ни на одном торжественном, парадном обеде президент не прикоснется к стакану вина: случись это—газеты противного лагеря сейчас же бы подняли такую тревогу по поводу того, что президент подает столь дурной пример своим подчиненным, что потом партии президента долго бы пришлось считаться с этим.

Обращаясь к вопросу о том, почему в Америке так сокращено число мест продажи спиртных напитков даже в тех округах и городах, где это не запрещено законом, мы наталкиваемся на то же сильно развитое в широких слоях общества враждебное отношение к пьянству. Почему нет спиртных напитков ни в одном из зогородных садовъ?—Потому что этого не хочет публика. Если будут спиртные напитки, будут подвыпившие люди, будут неприятные сцены, а публика ездит в зогородные сады с семьями, с детьми, и потому сад погиб бы, если бы содержатель допустил хотя бьи продажу пива.

Почему в ресторане, где мы обычно обедали, не было спиртных напитков. Потому что здесь собирается такая публика, которая не терпит, чтобы за соседними столиками пили вино, вели повышенные разговоры, курили, плевали на пол и пр. И если бы хозяин вздумал отпускать спиртные напитки, то «ея его публика перестала. бы посещать ресторан и перешла бы в другой.

Такова сила общественной организации в Америке, и на этой почве выросла та гигантская борьба с пьянством, примера которой мы не знаем в Европе, смелости опыта которой можно только удивляться.

Мы говорим о так называемой запретительной системе борьбы с пьянством, зародыши которой можно наблюдать лишь в Швеции и Финляндии, и размеры которой растут в Америке не но дням, а по часам. Еще 4 года тому назад указанная выше площадь территории с абсолютным запрещением торговли спиртными напитками была ровно вдвое меньше, чем теперь, и к 20 миллионам населения, жившим тогда под запретительными законами торговли спиртными напитками, теперь прибавилось новых 20 миллионов. Армия трезвенников в Америке в настоящее время возросла настолько, что они уже выставляли своего кандидата на президентский пост и имели в бывших в конце прошлого года выборах немаловажный успех.

100 лет тому назад Америка считалась одной из наиболее пьющих стран. Тогда говорили, что не было в Америке мужчины, который не пробовал бы крепких напитков. Обычай пить был так глубоко внедрен в нравы страны, что во время революционной войны в конце позапрошлого столетия солдатам, по оффициальным отчетам, в виде приправы к пище отпускалась известная порция виски. Теперь американцы с истинным

— 1065 —

удивлением указывают на этот, к счастью давно прошедший факт.

В настоящее время Америка, несмотря на свое превосходство в богатстве широких слоев населения пред европейцами, несмотря на то, что рабочий человек, зарабатывающий там в среднем 1—2‘/г тысячи рубл. в год, мог бы нить значительно больше европейских рабочих, потребляет все-таки спиртных напитков значительно меньше, чем в Европе. Так, по вычислению оффициального Сев.-Американских штатов бюро торговли и труда, потребление спиртных напитков, при переводе содержащогося в них спирта, к 50°, на голову населения равно 1 ведру в год, тогда как в Англии потребляется 1‘/а ведра, в Германии 1,7 ведра, в Италии 2 ведра, а во Франции даже 3 ведра.

Надо заметить при этом, что и это значительное потребление спиртных напитков американцы приписывают у себя влиянию эмигрантов, которые, прибывая ежегодно в Америку в количестве более миллиона человек, привозят с собой пагубную привычку к большому употреблению крепких напитков.

Но в Америке давно уже началась правильная борьба с пьянством, как общественным злом.

Первые следы агитации против алкоголя относятся еще к 1777 году, но более или менее планомерное движение против пьянства началось только в начале прошлого столетия.

Возникновение первого солидного общества трезвости относится к 1818 году в небольшом городке штата Нью-Иоркъ—Гектар. Как это ни странно, местом организации этого первого общества трезвости в Америке послужил один кабачок. Собрались несколько священников и влиятельных граждан городка и решили бороться с пьянством. Сам содержатель кабачка записался в члены нового общества и был принят под тем условием, что он впредь будет продавать водку только путешественникам, а не своим согражданам.

В 1826 году в Бостоне было основано знаменитое, существующее и до настоящого времени общество трезвости American Temperance Society—под влиянием агитации энергичного доктора Эдварса. Тогда в Сев.-Америванских Соединенных Штатах насчитывалось более 60 тыс. питейных заведений и до 20 тыс. винокуренных заводов. Но, несмотря на такую склонность публики к кабакам, когда д-р Эдварс появился в Бостоне за сбором денег на нужды нового общества трезвости, на первом же митинге было подписано 7 тыс. рубл., а в несколько последующих дней было собрано 16 тыс. рубл. В конце первого же года своего существования новое общество сумело открыть по соседним штатам 222 отделения.

К этому же времени относится и первое выступление с открытым заявлением о той запретительной системе, которая сделалась господствующей во все последующее время вплоть до настоящих дней. В 1826 году некто Lyman Beecher в своем