— 1020 — сельским и городским общинам законом дается право запрещать открытие на их земле питейных заведений. К чему же это привело? Это привело к весьма оригинальному явлению: образовались два сорта общин под названием dry и wet, что значит сухия и мокрые. Сухия это—те общины, кои ввели усебя запретительные законы, а мокрые это те, кои не ввели. Но эти мокрые общины находились в. близком соседстве от сухих, так сказать вкраплены среди них и явились настоящим кладом для сухих, ибо последния выволакивали из соседних мокрых общин запретную живительную влагу, и мокрые общины служили таким образом для сухих своего рода предохранительным клапаном. Так они и были названы „предохранительные клапаны" (Jatety valvets)! Итак, в Америке дело борьбы с алкоголизмом наладится. Чем же объяснить это странное на первый взгляд явление? Чем, в самом деле, объяснить, что, не взирая па столь шумную и столь настойчивую борьбу в течение целого столетия, мы в конце столетия получили в результате не уменьшение, а увеличение алкоголизма? Этот вопрос должен мучительно’ встать перед всеми теми, кто уразумели весь ужас алкогольной отравы и алкогольного вырождения, и кто кровью заинтересованы в устранении этого ужасающого зла. Одно ясно: американские методы борьбы очевидно не действовали на основные причины алкоголизма,—они, видимо, касались его где-то там, по поверхности, но не захватывали существа дела; иначе нельзя обчистить себе ничейном этих методов. Результаты борьбы с пьянством в С.-Ам. Шт. воочию показывают, что никакия проповеди, строгия наказания, тяжелые кары, никакия запретительные системы сами по себе не приводят ни к чему; что корни алкоголизма лежат видимо гораздо глубже, чем предполагали и предполагают американские трезвенники, и что до тех пор, пока эти корни не будут найдены и должным образом обработаны, псе меры борьбы с пьянством будут попадать как бы в пустое пространство. Вот выводы, которые дала нам Америка! Посмотрим теперь, в каком положении находится дело трезвости в Англии. Б Великобритании нет запретительных законов, запретительной системы, но зато вся страна буквально окутана громадной сетью обществ трезвости, объединенных в двух десятках центральных лиг и союзов. Многие из этих союзов трезвости ведут свое начало еще с первой половины прошлого столетия. Каждый союз, каждая лига насчитывают сотни и даже тысячи обществ, сотни тысяч и даже миллионы членов. Они располагают большими материальными средствами и тратят их но преимуществу на дело пропаганды идей трезвости среди всех слоев населения. „Британская лига трезвости'*, „Национальная лига умеренности", „Католическая лига Св. Креста-. „Ассоциация баптистовъ„Святой орден Добрых Храмовниковъ", „Общество Британских женщинъ", „Лига юных треэ-вениковъ", „Центральная ассоциация закрытия питейных заведе- | — 1021 — ний по воскресным и праздничным днямъ„Независимый орден Рехавитов44 и пр. пр. В разное время блогородные и неутомимые проповедники идей трезвости вроде ирландского капуцин-ского монаха Мэтыо вызывали нередко настоящее народное движение против пьянства, ну и что же? Каковы же результаты- всей этой с виду грандиозной борьбы? По данным добросовестного исследователя Baer’a (Der Alkoholism und sein Verbr.), употребление водки в Англии за период от 1856 до 1875 г. увеличилось на 27%, пива на 35%, вина на 102%. По данным, приведенным на 7-м интернац. конгрессе, потребление водки в Англии с 1860 до 1895 г. увеличилось на 12%, пива на 15%, вина на 3%. Новейший иссл. Туго Норре в своих: Die Tat-saclien tiber den Alkohol говорит: „Не подлежите сомнению, что потребление водки в Англии с начала XIX столетия почти неизменно повышалось Если мы остановимся на последних двух десятках лет, то по вычислениям брит. королевской комиссии попечения о народном здравии потребление спиртных напитков, вычисленное в абсолютном алкоголе, повысилось на 11 /а литра—с 10,5 в 1885 до 12,04 в 1900 г., в частности потребление водки повысилось с 4,3 до 5 л., 5% пива с 122 лиггров до 144 л. Таковы в Англии результаты столетней борьбы с пьянством великого множества обществ, союзов и лиг трезвости и немалого числа блестящих проповедников. Об этих проповедниках там и здесь читаем, что их деятельность была поразительна но своим последствиям, но недолговечна! Можно ли хоть на минуту усумнитьея в том, что и в Англии, как в Америке, корни алкоголизма не были затронуты, что и здесь борьба с пьянством реяла где-то высоко над поверхностью явления? Подобное же явление—увеличение потребления спиртных напитковъ—установлено и в других странахъ—Германии, Австрии, Франции, Бельгии, не взирая на многочисленные общества и союзы трезвости в этих странах, и широкую пропаганду идей трезвости. И заурядные деятели и законодатели, и ученые, занимавшиеся исследованием этого важного вопроса, не могли не призадуматься над этим более чем удивительным обстоятельством, — над этой тщетностью всех практикующихся мер борьбы с пьянством. Стало ясно, что дело не в злой воле человека, на которую пытались воздействовать, дело не в числе лиц, которых удалось склонить записаться в те или иные общества трезвости, и даже не в неведении народной массы относительно вреда, чинимого спиртными напитками, а в чем то ином, более важном и существенном. Новое слово в иной области борьбы с пьянством сильнее и рельефнее всех сказал (в 60-х годах) проф. Макс Грубер, который в одном из своих 14 водочных тезисов провозгласил дословно следующее положение: „Невозможно скрыть ту истину, что алкоголь одна из основ существующого социального строя. Без алкоголя этот строй стал-бы невыносимым для всей обездоленной |