Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1001   >>>

  

Доклад И. Крейцберга.

Роль корчмы в связи с алкоголизмом в Прибалтийском крае.

Алкоголизм имеет свой всеобщую историю, и свои сиециаль-тля истории в разных государствах, в разных городах и в разных областях того же государства. Каждый народ имеет свой историю алкоголизма. Значение этих отдельных историй, может способствовать открытию причин пьянства и средств борьбы с ним. Я не намерен представить вам историю развития пьянства в Прибалтийском крае. Моя задача более скромная. Я хочу в общих, крупных чертах обрисовать вам роль корчмы в истории потребления спиртных напитков в Прибалтийском крае, в особенности, в губерниях Лифлянд-ской и Курляндской. Я полагаю, что изучение роли корчмы в Прибалтийском крае откроет нам некоторые причины пьянства и даст некоторые ценные указания, как бороться с этим злом. Прежде, чем приступить к изложению своей темы, я считаю нужным сказать несколько слов о Прибалтийском крае. Что такое прибалтийский край, в чем его особенности. Без знания этих последних, мой доклад может подвергаться нежелательным кривотолкам. Коренные, стародавние обитатели Прибалтийского края: эсты и латыши; пришлый элемент составляют немцы. Не смотря на это, по самое последнее время, господствующий класс составляли немцы. В деревне властвовал немецкий дворянинъ—помещик, в городе немецкий патриций—бюргер. Власть немецкого юнкера феодала в деревне до последних русских реформ, аграрной, судебной и полицейской была почти неограничена; а до 1817—19 года, т. е. до отмены крепостного состояния но чти абсолютна. Это значить, что коренные жители Прибалтийского края, латыши и эсты, были полными рабами немецкого рыцарства до 1819 г. После же, т. е. до введения упомянутых реформ, названные племена находились в полной экономической зависимости от своих немецких господ, так как суд, полиция, церковь, вся земля были в руках немцев. Положение эстонцев и латышей, почти исключительно составлявшим крестьянский клас в Прибалтийском крае классически характеризует известная старинная поговорка: Ливония (весь Приб. край) для дворян — рай, для купцов — золотое дно, для крестьян — ад.

Немцы, покоряя Приб. край, коренные народности эстов и

64

— 1002 —

латышей, действовали: ad majorem Dei gloriam для распространения христианства, во имя культуры. По сей белый день немец вообще считает себя культуртрегером par excellence, в особенности дворянин-номещик немецкой национальности. Какого рода была та культура и то христианство, которые ироповедывали и распространяли немецкие монахи, меченосцы и купцы, это нам докажет роль корчмы в Прибалт. крае. Только хотелось бы ^же теперь отметить, что не будь помощи со стороны русского правительства, коренным жителям края: эстам и латышам, ^приходилось бы стонать и по настоящее время в ежевых рукавицах немецких культуртрегеров. До 1880 годов прошлого столетия, русское правительство, к сожалению, в течение двух столетий покровительствовало господству пришлого немецкого элемента. За это время рыцарство-дворянство в Прибалт. крае, так сумело использовать свое привиллегированное положение, что захватило в свои руки все права на землю, оставив коренному крестьянину только птичью свободу. Нигде дворянство не пользовалось такийи исключительными правами, таким великим сонмом всяческих привиллегий, как прибалтийский феодал немецкой национальности, и нигде крестьянин не был столь презренным существом: он обыкновенно назывался ,,lops“, т. е. быдлом. Исключительной привилегиею дворянина, собственника дворянской вотчины, в Прибалт. крае, было винокурение и пивоварение и право заводить корчмы, шинки. И надо отдать справедливость: этой привиллегиею немецкий рыцарь воспользовался в таком широком размере, как никто другой на белом свете. В этом он как будто усматривал свое призвание, свой миссию, он реализировал свой культурный идеал, постулаты своего культуртрегерства. Неудивительно, что за эту привиллегию прибалтийский помещик уцепился как за якорь спасения но настоящее время.

Теперь посмотрим, какие плоды принесло ГИрибалт. краю, особенно крестьянскому сословию, широчайшее и интенсивнейшее пользование этой привиллегиею, и какую роль таковая играет в истории развития пьянства в Прибалт. крае, особенно в чрезвычайном распространении корчем в нем.

Издавна славился Прибалт. край, особенно Курляндия, своим обжорством и пьянством. В космографе Мюнстера мы находим следующую яркую характеристику.

Преимущественнейшее занятие господ в замках и имениях в Лифляндии и Курляндии заключается в чрезмерном пьянстве и обжорстве. Кто хороший боец и пьяница, пусть отправляется в ту страну. Прежде чем год прошел проявляются последствия такой жизни, именно: водяная болезнь, пузо и тому подобные дурные последствия. Пузо является общею болезнию в Лифляндии и Курляндии и появляется и распускается у тех, кто день и ночь пьянствуют, объедаются и ири том ничего не делают.

В старой хронике пишется: „ежедневные занятия орденских