Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 943   >>>

  

— 943 —

рых потому, что большинство алкоголиков сами ищут спасения от своего несчастий, и было бы негуманно не протянуть руку помощи там, где ее ищут, и в третьих потому, что лечение алкоголиков, в противоположность другим палиатив-ного характера мероприятиям в борьбе с пьянством, дает наглядный, реальный результат.

Все мероприятия, которые могут проводиться за счет этого Государственного Фонда по борьбе с пьянством, будут, конечно, иалиативами, и мы не должны вследствие этого забывать о необходимое™ и других более действительных мероприятий, направленных к улучшению социалыю-экономических, культурных и бытовых условий нашей родины, а также улучшению системы и сокращению продажи водки и т. и.; всякая действительная и широкая мера, которая сократит пьянство, неизбежно поведете к сокращению и дохода государственного казначейства, весьма большую часть которого составляет доход от потребления спиртных напитков, а потому параллельно необходимы и соответствующия изменения в государственном бюджете; разрешение всех этих вопросов даже и при самых блогоприятных условиях потребует годы, многие годы.

Пока же мы не должны игнорировать и палиативные мероприятия; если на это ассигнуется теперь из средств государственного казначейства около 4 миллионов, то мы, лица, посвятившия себя борьбе с пьянством, должны сделать все, что мы можем, чтобы эти 4 миллиона расходовались наиболее производительно; голос Съезда есть голос общественного мнения в этом вопросе и он можете оказать известное влияние на разрешение этого вопроса в ту или иную сторону.

Я со своей стороны предлагаю вниманию Съезда этот проект, который, по моему мнению, при существующих условиях будет наилучшим решением поднятого Государственным Советом вопроса, как организовать борьбу с пьянством на те 4 миллиона, которые ежегодно ассигнуются на это государством.

Положения к докладу.

1) Существующая организация Попечительств более чем неудовлетворительна; реорганизация их по одному шаблону для всей России, даже и не в таком виде, как это можно ожидать вряд-ли всюду будете удовлетворять по разнообразию местных условий.

2) Передача имущества и средств Попечительств земствам и городам более рациональная мера, но не все земства и города могут пожелать взяться за это и не все окажутся на высоте этой задачи.

3) Наиболее рациональным было бы суммы, ассигнуемъ^! По-печительствам, ассигновать в образованный для этого Государственный Фонд для борьбы с пьянством, не уничтожая при

— 944 -

этом сейчас же Попечительства, а реорганизовав их в направлении усиления общественных элементов.

4) На равных условиях с Попечительствами все земства, города, сельския общества, а также частные общества, имеющия целью борьбу с пьянством, должны пользоваться нравом субсидии из указанного фонда по конкурсу рациональности и широты представляемых ими проектов деятельности и финансовой деловитости; свободная конкуренция здесь, как везде, выдвинет вперед наиболее дельные и энергичные организации.

5) Учреждения, проектирующия лечебницы для алкоголиков (главным образом для амбулаторного лечения внушением) должны удовлетворяться преимущественно перед другими, а также такия, которые затрачивают и свои средства на борьбу с пьянством.

6) Все субсидии из этого фонда должны включаться в смету государственных расходов для утверждения их законодательными учреждениями, причем в специальный Комитет для рассмотрения ходатайств о субсидии должны входить по несколько представителей из бюджетных комиссий Государственной Думы и Государственного Совета.

7) За счет того же фонда должны быть учреждены должности раионоых инспекторов, на обязанности которых было-бы привлекать к борьбе с алкоголизмом земства, города и другия учреждения, а также наблюдать за рациональностью деятельности и установлением правильной финансовой отчетности субсидируемых учреждений.