Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 941   >>>

  

— 941 —

включаться в смету государственных расходов для утверждения их законодательными учреждениями, а присутствие представителей бюджетных комиссий этих учреждений в Комитете но борьбе с пьянством поможет Государственной Думе и Государственному Совету разобраться в правильности назначений субсидий тем именно, а не иным из конкурировавших организаций.

Таким образом ходатайства о субсидии на борьбу с алкоголизмом от указанных выше организаций вместе с подробными проектами и сметами предполагаемых ими предприятий поступали бы в Комитет при Министерстве, а затем заслуживающия удовлетворения ходатайства о субсидии в общей сложности на сумму около 4 милл. рублей вносились бы в смету расходов с заключениями этого Комитета. Для того, чтобы Комитет мог судить о деловитости каждого из субсидируемых учреждений, а также и за тем, чтобы выдаваемые субсидии шли, действительно, на дело борьбы с пьянством и не было злоупотреблений, о чем трудно судить но одним письменным отчетам, необходимо будет учредить за счет того же фонда должности раионных инспекторов, на обязанности которых было бы не руководить, а лишь знакомиться с деловитостью каждой из субсидируемых организаций, устанавливать у них правильную финансовую отчетность, фактически контролировать ее, а также привлекать к борьбе с пьянством общественные организации в тех местах, где ничего не делается в этом направлении.

Представляемые ежегодно Комитету по борьбе с пьянством отчеты этих инспекторов о степени деловитости субсидируемых организаций, экономичности и правильности в расходовании ими субсидий, а также отзывы о практической и финансовой деловитости других организаций, возбуждающих ходатайства о субсидии из Государственного фонда но борьбе с пьянством, помогут Комитету разобраться, какая из организаций и в каком размере должна получить субсидию; несомненно, что особое внимание ири этом будут обращать на себя те из организаций, которые развивают свой деятельность не за счет только получаемой субсидии, а умеют привлекать на это дело и другия средства; если, наир., в этом году субсидируемая организация содержала какой-нибудь народный дом, библиотеку и т. п. на субсидию в 3 тыс. рублей, а является другая организация, которая предлагает делать то-же самое на субсидию в 2 тыс. рублей, блогодаря более умелой и экономной постановке дела или по тому, что предполагает затратить на это свой 1 тыс. рублей, то дело будете передано этой второй организации.

Уничтожение существующей монополии в получении субсидии на борьбу с пьянством и создаваемая моим проектом свободная конкуренция постепенно передадут все дело в руки наиболее энергичных и практичных организаций и привлекут на дело борьбы с пьянством не мало средств и из других ис-

— 942 —

точников кроме сумм, которыми будет располагать Государственный Фонд по борьбе с пьянством.

При таких условиях на 4 миллиона, ежегодно ассигнуемъ^ теперь на борьбу с пьянством, будет делаться по крайней мере в ИО раз больше, чем сейчас.

В заключение считаю нужным указать, что преимущество в получении субсидии должны были-бы иметь, по моему мнению, те организации, которые проектируют устройство специальных лечебниц для алкоголиков, главным образом для амбулаторного лечения внушением, так как этот метод лечения алкоголизма при наименьших затратах может оказать помощь наибольшему числу лиц.

Лечение алкоголизма внушением известно давно, но до последняго времени оно применялось лишь в отдельных случаях; мне посчастливилось дать толчок более широкому применению этого метода; 6 лет тому назад но моему проекту были организованы Попечительствами о народной трезвости безплатные амбулатории для лечения алкоголиков гипнозом сначала в Екате-ринославе, а потом в Москве; почину этому последовали Попечительства о народной трезвости в некоторых других городах и стали устраиваться специальные приемы по лечоиию алкоголизма внушением и в частных амбулаториях. Этот метод лечения алкоголизма стал довольно популярен, но недостаточно еще доступен, так как всетаки такия специальные амбулатории существуют лишь в крупных центрах и не в достаточном количестве. Процент излечения алкоголизма внушением, по различным авторам, от 20% до 75°/о; разница эта зависит от большей или меньшей правильности собирания и обработки статистического материала; по моему, его следует считать около 35°/о; чтобы дать некоторое представление о количестве алкоголиков, т. е., лиц, у которых привычка к употреблению алкоголя перешла в болезненную потребность организма, и они с собой справиться сами не могут, я укажу на основании некоторых определенных данных, что в одной Москве их около 40—50 тысяч человек.

Так как земства и города имеют оборудованные помещения для амбулаторий, то для открытия специального приема но лечению алкоголизма внушением свободные часы в амбулатории всегда найдутся, и потребуется только расход на приглашение врача; если бы земства и города взялись за это и получали бы из проектируемого фонда субсидию на оплату врачебного персонала, то на четвертую часть этого 4-х миллионного фонда вся Россия могла бы быть покрыта грандиозной сетью амбулаторий для алкоголиков.

Лечение алкоголиков, должно быть поставлено на первом плане при распределении субсидий из проектируемого фонда, во первых потому, что они являются наиболее крайним и тяжелым проявлением тех бедствий, которые влечет за собой широкое распространение потребления спиртных напитков, во вто-