Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 915   >>>

  

— 915 —

дах простецов и не охладить их обычного гостеприимства, лишь дотрогивался до рюмки губами, уверяя, что я по своему нездоровью винопитие считаю для себя крайне вредным. Так я понемногу приучал ко взгляду, что при свидании и нашем русском гостеприимстве можно обходиться и без выпивки и в праздник быть трезвым много лучше; сам же чрез чтение книг более и более укреплял волю свой, убеждаясь во вреде винопития. Очень понятно, сколько нужно было нравственных страданий, чтобы устоять против общих уговариваю!! выпить—среди своих собратьев и всякого рода и звания людей*. К моему счастью среди собратьев - иереев оказался сосед однородных убеждений, который своим примером и делом укреплял меня в намерениях выступить на реальную борьбу с пьяно гвом. К сему-же побуждала окружающая обстановка в жизни паствы: то и дело приходилось погребать прихожан, погибших преждевременно от вина—замерзшого, придавленного телегой, утопшого; слышу о попойках целых сельских обществ со всеми последствиями от сего. Совершенно разрывалось сердце от нравственных страданий.

Прошло уже 4 года моей священнической службы на приходе. За это время я приготовил несколько человек, изведавших все зло—горе от неумеренного винопития, для организации в приходе общества трезвости.

7 апреля 1902 года в день Вербного воскресенья после ут-рени я вышел на амвон и сказал слово против пьянства с призывом прихожанъ—мужчин и женщин1—вступить в общество трезвости. Небесным покровителем для своего общества я объявил св. Иоанна Предтечу, как образца трезвости (по свид. Ев. Луки—не пившого ни вина, ни сикера) и икона коего в нашем храме чтима.

В день усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа в наш храм стекается окружающее население и служатся мо-лебны пред иконой Усекновения главы Его. Хотя в храме в этот день молящихся было очень много и выслушано слово было с заметным вниманием, на призыв мой вступить в общество ея* безусловным воздержанием от виноииития отозвалось лишь 4 человека, из коих трое были подговорены ранее, остальные слушатели поспешили выйти из храма. Выступившие вперед для служения молебна пред иконой св. Иоанна Предтечи были очень смущены. Я насколько съумел ободрил их и приступил к служению молебна. Слышал я, что затеянное мной дело возбудило много всякого толку: народ и смеялся, и одобрял, так как некоторые уже были наслышаны об обществах трезвости, и их благих результатах. *

Уповая на помощь Божию и молитвы угодника Его св. Иоанна, я с этого времени особенно настойчиво стал говорить о вреде винопития и призывал вступать в общество. Кое-кто решался записываться в общество и мало по малу оно начало разро-статься. Сперва дело шло очень туго, но Бог привел в обще-

— 916 —

ство таких людей из прихода, которые будучи, крайне упавшими нравственно и материально, вскоре оправились, окрепли и возвратили было утраченное человеческое достоинство и материальное довольство.

О, сколько душевных страданий за затеянное л,ело вынес я в первые годы своей деятельности!

Полное непонимание добрых намерений, стеснение в материальных средствах и людяхъ—помощниках. Приход мой разбросанный, село—погост; ни живой души для обмена мыслей, даже домашние считали дело излишним, чуть-ли не моим сумасшествием. Но мое упование Господь Бог и св. Иоаин Предтеча не посрамили—год за год общество разросталось, дело окрепало нравственно, явились люди—помощники, потекли и небольшия средства на покрытие расходов но обществу.

Вот точный рост общества и его материальная польза.

Число Возобыовл. От ком. П.

Годы. вступ. Приход от члфн. трезв:

* обеты. 1 г о нар. трфвв.

чфл.

1902 ... 14 — ч.

1903 . . 26 ИО „

1904 ... 29 11

99

В эти годы расход на _

приобрет. книж., икон и up. произв. из средств

прихода попечительства. —

1905 ... 61 13 32 р. 53 к. —

1906 ... 82 34 55 „ 92 „ —

1907 ... 70 47 84 „ 30 „ ИО р.

1908 ... 92 53 90 „ 51 „ ИО „

1909 ... 73 65 61 „ 45 „ ИО „

Количество членов за истекшее значительное время, конечно, нельзя признать большим, но общество развивается в местности глухой, удаленной от густо населенных пунктов, и не имеет удобных путей сообщения. Дорого то, что установлен взгляд па винопитие, как на зло, порок, с которым каждому нужно бороться.

Материальными средствами касса общества располагает очень скромными, как видно из приведенной таблицы. Это происходит от того, что нет возможности при некультурности и бедности населения строго взыскивать установленный взнос, из боязни повредить делу и навлечь нарекание на себя—работают де из-за мзды. Однако и на эти скромные средства общество содержит библиотеку-читальню, устраивает чтения с туманными картинами, крестные ходы в соседнее село Кареево, где организовано также общество трезвости вышеуказанным иереем — о. Михаилом Димитриевичем Никольским.—20 июля в день праздника пророка Илии, а эти отвечают нам 29 августа в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (расст. 8 верст).

Нашему делу помогало и помогает в небольшой сумме местный Комитет попечительства о народной трезвости. С 1907 года до 18 февраля сего 1909 г. Комитет субсидировал на содержание чайной для надобностей общества, но с 18 февраля в