Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 877   >>>

  

Доклад Е. М. Ку лига ера.

Особые меры по отношению к преступным алкоголикам.

и.

В ряду факторов преступности алкоголизму принадлежит одно из первых мест. Это положение ныне бесспорно; оно твердо установлено наукой и повседневным опытом судебного деятеля.

Особенно сильно, особенно наглядно сказывается влияние пьянства на телесных повреждениях и плотских преступлениях.

„У кого вой?—читаем мы в притчах Соломона, у кого стонъ? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходить отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживаете^ ровно; впоследствии как змея оно укусит и ужалит как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен и сердце твое зоговорить развратное “.

Изучение природы алкогольного отравления свидетельствует о том, что пьянство должно приводить ко всевозможным необдуманным зверским поступкам. Уголовная статистика подтверждает, что так оно и есть.

Но роль алкоголизма, фактора преступности, далеко не исчерпывается тем, что в состоянии опьянения легко совершаются импульсивные акты, а запойное пьянство создает то нравственное огрубело, на почве которого процветают так наз. Roheitsdelikte. И в социальном организме работа червя на поверхности особенно заметна, но особенно губительна в глубине. Так, если нельзя не счесть несколько преуаедиченным утверждение поборников полной трезвости, что „каждая капля алкоголя у родителей проявляется в капле глупости у детей", то приходится признать, что в огромной массе именно из детей пьяниц состоять те социально слабые и недоброкачественные элементы, которыми пополняются кадры и нищих, и бродяг, и идиотов, и проституток, и преступников.

Вообще, к алкоголизму, как фактору преступности, вполне

- 87S -

применимо замечание, сделанное ужо сто лет тому назад Са-муэлем Джонеоном об изучении алкоголизма. „Ранее, говорит он, чем какое-нибудь одно из пагубных последствии его вполне разобрано, обнаруживается тысяча других. Гидра извергает все новые и новые головы, и каждая из них брыжжет новым ядом, вносящим заразу в общество, несчастие в народ44. Поэтому и борьба с алкоголизмом, как фактором преступности, может вестись надлежащим образом не путем тех или иных мер, касающихся отдельных преступных деяний или даже преступных личностей, а лишь на почве планомерной борьбы с алкоголизмом вообще, как сопиально-патологическим явлением.

Все-же, и уголовный суд не может и не должен безучастно оставаться в стороне от этой борьбы.

С давних нор уголовный закон реагирует на пьянство в двух формах: во-первых, наказывая на общем основании преступления, совершенные под влиянием опьянения, и, во-вторых, карая пьянство, как самостоятельный проступок. Эта система господствует и ныне в уголовных кодексах. По по отношению к пьянству и пьяным преступлениям, более чем где-либо, оказалась обманчивой вера в спасительный страх наказания. И внимание криминалистов всего мира обращено в настоящее время на меры другого порядка, которые я назвал-бы мерами разобщения со спиртными напитками того, кто может быть доведен ими до преступления. Сюда относятся: во-первых, воспрещение посещать кабак и, во-вторых, помещение в особые лечебно-исиравителыиые заведения.

В горных кантонах Швейцарии, где люди живут небольшими общинами, где все знают друг друга, где средства передвижения еще недавно были столь несовершенны—впервые осуществилась та простая и здоровая мысль, что безобразника, который напивается, а напившись буйствует и неистовствует, нельзя подпускать к кабаку. В настоящее время право воспретить осужденному посещение кабаков предоставлено суду в двенадцати швейцарских кантонах *). Некоторые детали соответствующих кантональных постановлений, как, напр., сообщение местной власти имен лиц. которым суд воспретил посещение кабаков, или вывешивание списка их в местах иро-

*) Die Schweizerischen StrafgesetzbUcher, zur Vergleichung zusaramen-gestellt von Carl Stooe. Basel und Geqt, 1890, S. 163—164. Проект швей-царского уголовного уложения 1908—1909 г. в ст. 45 постановляет: „Если преступление проистекает из неумеренного потребления спиртных напитков, то судья может сверх наказания воспретить виновному посещение трактиров на срок от шести месяцев до двух летъ". Нарушивший этот декрет, а также трактирщик, отпустивший спиртные напитки лицу, которому заведомо для него воспрещено посещение трактиров, наказывается, на основании 285 ст. проекта, арестом или штрафом.