Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 856   >>>

  

Доклад В. А. Поссе.

Пьянство и условия жизни рабочого населения.

Народный русский поэт Н. А. Некраеов но проклял вино, а воспел его, как спасителя от преступлений. В уста крепостного он влагает такую хвалу:

„Не родись-ка на свете вина,

Тошен был-бы мне свет,

И пожалуй—силен сатана!—

Натворил-бы я бедъ!14

Винный угар останавливаете крепостного от убийства и барина, приказавшого наказать его розгами, и старосты, отдавшого насильно девушку за нелюбимого человека, п купца, обсчитавшого при расчете за работу.

В другом стихотворении, написанном, как и первое, в крепостную эпоху, Некраеов вкладываете в уста бедняка-тру-женика безотрадные слова:

„Жизнь в трезвом положении Куда пе хороша!

В томительном борении Сама с собой душа,

А ум в тоске мучительной...

И хочется тогда То славы соблазнительной,

То страсти, то труда.

Все—повод к искушению.

Все дразнит и язвит И руку к преступлению Нетвердую манит...

Стряхнуть ярмо тяжелого,

Гнетущого труда,—

Быть может, буйну голову Сносил бы я тогда!

Покинув путь губительный,

Нашел-бы путь иной,

И в труд иной—свежительный—

Проник-бы всей душой,

Но мгла отвсюду черная Навстречу бедняку...

Одна открыта торная Дорога к кабаку*.

— 857 —

Трудно ярче и сильнее показать зависимость пьянства от общественных условий крепостной России, где, говоря словами того же Некрасова:

,Вторил звону чаш. и гласу ликований Глухой и вечный гул подавленных страданий.

И только тот один, кто всех давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жилъ!.."

Рабу, раз в нем просыпалось смутное сознание своего человеческого достоинства, открыты были только две торные дороги—в тюрьму или в кабак.

Некраеов отмечаете и противоположность между трудом свободным и разумным, но которому томится трезвая душа, и „трудом гнетущимъ", который толкает к пьянству.

Труд свободный и разумный, являясь своего рода блогословением,—лучший друг трезвости; труд же подневольный, труд, результаты которого безразличны, а часто и ненавистны трудящемуся, „трудъ—проклятье“ расшатываете волю, ногоняет тоску и порождает желание отуманить себя вином.

Для фабрично-заводского рабочого люда не только у нас в России, но и заграницей, труд, но большей части, чувствуется, не как блогословение, а как проклятие; он не повышаете личности, а подавляете ее.

И правы те, кто видят в современных условиях труда одну из причин развития пьянства среди рабочого населения.

Самым неблогоприятным „условием44 является то, что труд фабричнозаводских рабочих подневольный. Он не рабский и не крепостной, но он все же не свободный. На время работы рабочий запродает свой рабочую силу, и ею распоряжается по своему усмотрению и к своей выгоде купивший ее каниталист-предприниматель.

Превращение труда подневольного в труд свободны]! было бы самым радикальным средством против пьянства в рабочей среде.

Но для массы рабочого населения это возможно лишь в отдаленном будущем. В настоящее время от подневольного труда к свободному переходит лишь небольшая часть рабочих, устраивающих производительные артели или истребительно- производительные общества. Здесь рабочие работают не на хозяина, а на самих себя, и труд уже не кажется им ненавистным и тягостным.

Пьянство среди рабочих, переходящих к артельному труду, обыкновенно уменьшается, даже в том случае, если артели приходится увеличить продолжительность рабочого времени по сравнению с казенными и частными предприятиями. Так, например, рабочие, взявшие на аренду Нижне-Исетские заводы и работающие там на артельных началах, удлинили рабочее время, бывшее очень коротким при казенном хозяйстве; но пьянство среди них не усилилось, а уменьшилось.

55