Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 851   >>>

  

— 851 —

„а что если человеку пойти некуда?! “ слишком часто является ответом на упреки семьи, обездоленной пьянством кормильца. Необходима сеть народных клубов--чайных и дешевых безалкогольных ресторанов, где здоровые пища, напитки и такая же атмосфера охраняли бы народ от болезней и необходимости идти в частные гостиницы с неминуемым угощением водкой, иногда налитой в чайники! Практика показала, как важно присутствие в таких клубах-чайных просвещенных работников, снабжение посетителей его книгами, устройство ири чайных образовательных чтений с туманными картинами или такого же кинематографа, что до сих нор нередко встречало запрещение со стороны местной администрации. По, такое положение не может длиться долго, так как с одной стороны второй, указанный мной путь борьбы был намечен в обеих законодательных палатах, а, следовательно, правительство, получающее ассигновки во имя борьбы с пьянством на внешкольное образование не может его запрещать и местная администрация, вероятно, скоро научится отличать просветительную деятельность от политической пропаганды, а, с другой стороны, деятели и посетители этих учреждений уже привыкают и в России оберегать дело просвещения от внесения в него политики и партийных интересов. Достаточно указать на Лиговский Народный Дом в Петербурге, отстоявший свой просветительную деятельность от всяких помех и получивший на международной выставке в Бельгии почетный диплом. Нечего говорить о том, насколько такия учреждения отвечают потребности нашего народа. После открытия в Харькове первой чайной-клуба ири библиотеке-чптальне Общества Грамотности к нам пришла бедно' одетая старушка с узелком, выложила из него кучу серебрянкой монеты и, протянув дрожащую руку, сказала: „Возьмите это на ваше святое дело. Это мои сбережения. Мой сын погиб, потому что в праздник из нашей конурки ему некуда было пойти, кроме кабака. Теперь вы спасаете других сыновей"!

Отзывы посетителей.

Харьковский Народный Дом (Общества Грамотности) не раз получал пожертвования от своих постоянных посетителей, а один из них, мастеровой, покупавший в каждый праздник но несколько билетов своим подмастерьям, прямо говорить, что с тех пор, как он тратите гривенники на театральные билеты у него нет послепраздничных прогулов, которые стоили ему сотни рублей в год. Но, я особенно упираю на то, что в этих учреждениях на первый план должно быть выдвинуто просвещение. иначе сцена или эстрада обратятся в балаган, а небрежный или тенденциозный подбор книг даст посетителям „камень вместо хлеба". Я повторяю ири этом, что только густая сеть таких учреждений в каждом городе можете играть действительную роль.

— 852 —

Общественные дома.

Такую роль лишь отчасти играют в Париже „общественные дома", раскинутые в пяти беднейших частях города но инициативе и трудами францусских женщин; такую роль играют так называемые „наши дома" в Голландии и в Англии—-Сетлементы. В Париже, в осмотренном мной Общественном Доме помещаются на ряду с клубом, в котором устраиваются семейные собрания, юридическая консультация, курсы кройки и шитья, рисованья. и кулинарного искусства, справочное бюро по приискать) работы и подачи советов, раздача работы бедным женщинам и ясли, а также происходят внешкольные занятия с подростками. Нечего и говорить, как важно это последнее для отвлечения детей от уличных соблазнов. Такими просветительными очагами на ряду со школами уже покрыта вся Япония. Во всем цивилизованном мире почти подобную же роль играют „Христианския ассоциации молодежи". Общество „Маяк1*, устроенное в Петербурге американским гражданином Стооксом для молодых людей представляет собой достойный и увы! единственный образец подобной организаций в России. Особенность „Maisons sociales" и английских Сетлементов состоите в том. что интеллигентные работники не только посещают эти учреждения, но совсем переселяются жить в те кварталы, где требуется их труд. И в России нашлись одушевленные люди, сделавшие попытку устроить на окраине Москвы общество „Сет-лементъ“ для воспитания детей улицы и обучения их ручному труду. Это особенно важно для детей в возрасте от 12 до

15 лет, для которых пока в России почти нет просветительных учреждений.

Третий намеченный мной путь есть организация спроса и предложения труда *). В докладе покойного профессора Духовского Московской городской думе описано ужасное положение человека, ищущого заработка. Такому человеку приходится бегать по городу с утра до ночи иногда как раз в противоположной стороне от того места, где нуждаются именно в этом работнике.

Биржа труда.

Организовать в каждом городе центральное бюро спроса и предложения труда на подобие Берлинской „биржи труда~ является такой же необходимостью, как необходима для каждого города почтовая или санитарная организация. Берлинская биржа труда учреждена частным обществом, но принята в ведение города и стоите совершенно вне политики, одинаково обслуживая в вопросе предложения и спроса на труд, как частных лиц,

См. статью „Биржа труда41 того же автора. Журнал „Трудная Помощь* за 1905 год.