Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 850   >>>

  

— 850 —

Это не теория, а практика.

Мои теоретическия положения на самом деле не теория, а практика Западной Европы, подверждаемая с одной стороны организациями, известными мне в Германии, с другой—голландским учреждением „Наш дом44 (Ons Huis), парижскими — Maisons sociales и английскими—Сетлементами. Правда, что в полной своей совокупности и планомерности эти меры еще не проведены в перечисленных мной странах.

ЭльбфрФфльдская система.

В Германии, в городе Эльберфольде, имеющем около 200 тысяч жителей, много лет тому назад введена особая система борьбы с обнищанием посредством сети участковых попечительств о бедных и ныне она во всем мире славится, как наиболее удачная. Город Эльберфельд разделен на очень мелкие участки и в каждом из них работаете комитет, председатель которого известен и доступен всякому нуждающемуся. Помощь этих попечительств не имеет ничего общого с обычной у нас блоготворительной подачкой. Она является не временной, а постоянной поддержкой нуждающогося до прочного улучшения его положения и устав этих учреждений требует поэтому, чтобы желающий оказывать помощь личным трудом не брал на себя попечение более, чем о четырех семействах. II каждый вышедший из нужды считает своим долгом вносить свой лепту в учреждение, которое подчас сегодня поддерживаете вчерашних плательщиков. Со времени введения этой системы помощи бедным в г. Эрберфельде нет нищеты, а рядом с этим нет и профессиональных нищих, которые во Франции, но выражению известного исследователя этого вопроса ИТолиана, „обкрадывают бедняка44 и которые у нас плодятся нашим мелким желанием дешево отделаться оть просителя, не разбирая на поддержание его жизни или его порока идут наши подачки часто не „от сердца44, а „с еердцовъ“, как говорит народ. Страшно подумать при нашей бедности сколько денег уходит теперь на поддержание тунеядцев, умеющим эксплоатировать подчас и доброе чувство, и тяжелым трудом добытый заработок дающого, блогодаря отсутствию у нас правильной организации помощи истинной нужде. Харьков н Москва, в которых сделана попытка применить эльберфельдскую систему к русской жизни, могут дать достаточно красноречивых фактов для подтверждения моей мысли.

Сеть Обществ трезвости.

Вдумчивая работа в такого рода Попечительствах наталкивает сама на второй указанный мной путь борьбы с обнищанием. Возглас Достоевского, вложенный им в уста Мармеладова

— 851 —

„а что если человеку пойти некуда?! “ слишком часто является ответом на упреки семьи, обездоленной пьянством кормильца. Необходима сеть народных клубов--чайных и дешевых безалкогольных ресторанов, где здоровые пища, напитки и такая же атмосфера охраняли бы народ от болезней и необходимости идти в частные гостиницы с неминуемым угощением водкой, иногда налитой в чайники! Практика показала, как важно присутствие в таких клубах-чайных просвещенных работников, снабжение посетителей его книгами, устройство ири чайных образовательных чтений с туманными картинами или такого же кинематографа, что до сих нор нередко встречало запрещение со стороны местной администрации. По, такое положение не может длиться долго, так как с одной стороны второй, указанный мной путь борьбы был намечен в обеих законодательных палатах, а, следовательно, правительство, получающее ассигновки во имя борьбы с пьянством на внешкольное образование не может его запрещать и местная администрация, вероятно, скоро научится отличать просветительную деятельность от политической пропаганды, а, с другой стороны, деятели и посетители этих учреждений уже привыкают и в России оберегать дело просвещения от внесения в него политики и партийных интересов. Достаточно указать на Лиговский Народный Дом в Петербурге, отстоявший свой просветительную деятельность от всяких помех и получивший на международной выставке в Бельгии почетный диплом. Нечего говорить о том, насколько такия учреждения отвечают потребности нашего народа. После открытия в Харькове первой чайной-клуба ири библиотеке-чптальне Общества Грамотности к нам пришла бедно' одетая старушка с узелком, выложила из него кучу серебрянкой монеты и, протянув дрожащую руку, сказала: „Возьмите это на ваше святое дело. Это мои сбережения. Мой сын погиб, потому что в праздник из нашей конурки ему некуда было пойти, кроме кабака. Теперь вы спасаете других сыновей"!

Отзывы посетителей.

Харьковский Народный Дом (Общества Грамотности) не раз получал пожертвования от своих постоянных посетителей, а один из них, мастеровой, покупавший в каждый праздник но несколько билетов своим подмастерьям, прямо говорить, что с тех пор, как он тратите гривенники на театральные билеты у него нет послепраздничных прогулов, которые стоили ему сотни рублей в год. Но, я особенно упираю на то, что в этих учреждениях на первый план должно быть выдвинуто просвещение. иначе сцена или эстрада обратятся в балаган, а небрежный или тенденциозный подбор книг даст посетителям „камень вместо хлеба". Я повторяю ири этом, что только густая сеть таких учреждений в каждом городе можете играть действительную роль.