Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 695   >>>

  

— 695 —

так и по различию теоретических обоснований для объяснения получавшихся результатов. И это вполне естественно, ибо в области превращения поступающих в организм веществ, места, способа и характера использования организмом энергии, в них заключающейся—существует еще очень много темного, спорного, невыясненного. Только при тщательном сопоставлении совокупности данных о газовом и азотистом обмене под влиянием алкоголя в связи с химико-физиологическими свойствами последняго, в связи с влиянием его на различные составные части и функции организма, в связи с бесспорными фактами, являющимися результатом единичных и массовых наблюдений, только ири настойчивом воздержании от односторонняго освещения возможно получить те или иные истинные окончательные выводы. Целью настоящого очерка и является с соблюдением таких именно условий на основании современных научных данных ответить на вопрос, может ли алкоголь быть отнесен к числу пищевых веществ и, если нет, то каково его отношение к организму. Не смотря на отсутствие каких-либо новых данных в моем очерке, я позволю себе все-таки занять им внимание уважаемого читателя на том основании, что, но моему глубокому убеждению, для решения вопроса об алкоголе достаточно добытого уже и разработанного наукой материала; теперь необходима, главным образом, возможно широкая осведомленность о всем, что уже известно о нем в науке; необходимо всестороннее, взаимно-совокупное, если можно так выразиться, использование имеющихся уже о влиянии алкоголя данных. К сожалению, и в солидных руководствах физиологии, фармакологии, гигиены отделы об алкоголе—спиртных напиткахъ—излагаются нередко далеко не полно и даже односторонне. И спраг-ведливы сетования д-ра А. Smitlfa1) на собрании психиатров в Карлсруэ, что алкогольный вопрос дискредитируется многими и очень многими врачами, имеющими о нем лишь самое поверхностное представление.

(Ограниченность времени вынуждаете меня остановится лишь на наиболее существенных работах, относящихся к предмету доклада и с возможной краткостью—доклад будете напечатан,— но этим докладом именно здесь, перед людьми научного авторитета, высоко компетентными как в теории, так и в практике трактуемого вопроса мне хотелось бы вызвать горячий, живой, плодотворный обмен мнений, из столкновения которых и должна обнаружиться истина).

Отнесение алкоголя к разряду пищевых веществ главнейшим теоретическим обоснованием имеете взгляд на организм, как на тепловую машину, в которой вводимая пища освобождаете при сгорании, окислении свой потенциальную химическую энергию, превращающуюся в теплоту и механическую работу. Отсюда и руководящий критерий для определения пищевого вещества количество калорий, доставляемых организму при сгорании в нем этого вещества.

— 096 —

Такой взгляд проводился впервые Майором 2), которому мы обязаны открытием закона сохранения энергии ии механической теории теплоты. В своей „Die Mechanik der \V8rme“, он писал так:

„Ценность питательных веществ — в их сгораемости. Крахмал, сахар, жир обладают значительной ^дорической ценностью, постольку же они являются и питательными. То же имеетъ'значение в особенности по отношению к образующимся, путем брожения сахара спиртным напиткам. По мнению Маииера сгорание пищевых веществ происходит в крови, которую он называл маслом для пламени жизни—des Oel in der Flamme der Lebens. Кровеносные сосуды являются как бы очогом паровой машины и образующаяся при сгорании в мышцах теплота превращается в механическую работу, подобно тому, как это происходит в паровой машине. В настоящее время-уже с точностью установлено, что процессы сгорания, окисления происходят в жизнедеятельной функционирующей протоплазме и что изолированное и обезкровленное, напр., сердце лягушки не только продолжает известное время свои сокращения но и развивает теплоту при каждом сокращении.

Постараемся же прежде всего выяснить, можно ли на основании современных научных знаний уподоблять мышцу тепловому двигателю, организмъ—вышеупомянутой тепловой машине, можно-ли все протекающие в составных частях живого организма процессы и явления трактовать лишь с точки зрения фи-зико-химической и можно ли поэтому всякое вещество считать пищевым лишь постольку, поскольку оно, окисляясь в организме, производит- то или иное количество тепловой энергии. Другими словами, в нраве ли мы понятие „пищевое" вещество обосновывать всецело и исключительно калорической, энергетической точкой зрения, как это делают признающие алкоголь пищевым веществом.

Тончайшее гистологическое строение мышечного волоконца не дает никаких оснований для гипотетического уподобления мышц термическому мотору; для превращения теплоты в механическую работу необходимо наличие разницы температур, между тем как нет никаких данных, указывающих, чтобы мышечный элемент в своих различных частях представлял такую разницу температуры, обусловливающую количество выполняемой мышцей механической работы. Мышечное движение представляет собой проявление усовершенствованного, общого свойства живой протоплазмы сократительное™, причем проявление это находится в интимнейшей связи с нервным аппаратом. II мышечная работа является не только лишь результатом процессов превращения одного вида энергии в другой, но и активного, своеобразного участия жизнедеятельности функционирующих мышечных волоконец. Уже в 1864 г. из опыта знаменитого физиолога Heidenhain’a 3) обнаружилось, что в работающей мышце существуют иные отношения, чем это можно было бы предположить, уподобив ее калорической машине.