Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 692   >>>

  

— 092 —

не скорбеть, что в настоящия времена медовые напитки совсем почти вышли из употребления, будучи вытеснены дрянными нивами и поддельными винами, . . . напитками этими портим здоровье и мельчаем духом, ибо здоровая душа пребывает только в здоровом теле".

Нельзя не согласиться с этими словами почтенного профессора. Кто же, однако, виноват в этом походе на наше здоровье и на наш духъ?

Выше я уже указал на причины упадка у нас пчеловодства и на начинающееся, хотя не всегда твердыми и иногда неверными шагами, возрождение его; но до сих нор мы не видим никаких шогов к распространению потребления медов-наиитков.

Главнейшая причина незначительного потребления меда-наиитка, дороговизна его. В самом деле, в то время, когда за бутылку пива платится ИО коп., за бутылку мало-мальски порядочного сносного меда надо платить 50—60 кои.; бутылка столового вина, напр. Удельного ведомства, вполе пригодного для себя и не особенно требовательых гостей—80—125 коп.; в ту же цену, а, пожалуй, и значительно дороже приходится покупать заводской мед, в доброкачественности коего мы еще и не уверены. Хорошие же меда чуть ли не превышают стоимостью лучшие сорта виноградных вин.

Чем вызывается и объясняется эта чрезмерная дороговизна?

Вызывается она монополиею и спекуляциею; на всю Россию мы имеем только несколько заводов, приготовляющих питьевой мед в Вильне, Киеве, Варшаве и др.; их легко перечесть по пальцам; а продажа меда допускается только в погребах. Частное же производство и продажа медовых напитков строго воспрещается. Акцизное ведомство приравнивает меда-напитки к спиртным напиткам и зорко следит за продажею их только со взятием патента на раздробительную продажу питей.

На моих глазах одно ичеловодное общество прошло целые мытарства, прежде чем избавилось от требований акцизного ведомства об уплате штрафа за продажу иитьевого меда без взятия дорого стоющого свидетельства. Дело тянулось несколько лет и, только блогодаря заступничеству некоторых влиятельных лиц, общество избавилось от платежа весьма значительной суммы.

Объяснить же дороговизну медовых напитков довольно трудно, только одна спекуляция и могла до таких размеров возвысить цену на меда. Если для приготовления 25 ведер хорошого меда-наиитка требуется только около 7 пуд. меда центробежного, то, считая, что из ведра получитя 16 бутылок и принимая стоимость меда центробежного в 8, даже ИО руб., получим, что 400 бутылок меда стоить будет 56—ТО руб. или 14—17!/2 кои. за одну бутылку; более высокие сорта вдвое дороже, а более низкие вдвое дешевле. Если к наивысшей стоимости лучшого меда в 35 кои. прибавим стоимость, накладных расходов (бутылка, бой, % на затраченный капитал), удвоив стоимость ея, все таки

— 693 —

цена ей будете ТО кои., а низких сортов максимально 15кои., а не 50 кои.—2—5 и более рублей.

Достигнуть удешевления цен на питьевой мед можно единственно разрешением всем и каждому безакцизного его варения и вне всякого сомнения, что тогда мы имели бы прекрасный напиток, несравненно превосходящий пиво, имеющий алкоголя даже более нива, но не владеющий никакими из вредных составных частей последняго, продающийся притом, если не дешевле, то и не дороже нива, так как мед сырец на местах производства можно приобрести за цену значительно ниже вышесказанной.Медовое же пиво смело выдержит конкурренцию в цене с обыкновенным пивом. Равным образом, ири свободном медоварении и дешевнизне напитка, вытеснились бы из продажи недоброкачественные вина.

В виду вышеизложенного необходимо:

1) Возбудить ходатайство о разрешении безакцизной варки и продажи меда, так как жизнь и здоровье населения дороже нескольких миллионов акциза на питьевой мед.

2) Если подобное разрешение' почему либо но можете быть предоставлено всем без исключения, ходатайствовать о разрешении безакцизного приготовления медов ичеловодным и другим сельскохозяйственным обществам.

3) В видах громадного нравственного влияния пчеловодства на занимающихся им,—обществам трезвости, попечительствам и всем, кому дорога жизнь, здоровье и нравственность населения, принять меры к возможно широкому распространению практических, показательных занятий по этой отрасли хозяйства и для сего. #

4) В высшей степени желательно бы было взаимодействие указанных попечительств и обществ с обществами пчеловодства и даже с отдельными лицами, работающими, иногда даже безвозмездно, для обучения народа пчеловождению.