Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 678   >>>

  

- 678 —

нам Главный Медицинский Совет, которому были предложены к разрешению Мин. Фин. следующие вопросы.

1. Должно ли пиво причислить к крепким или слабым спиртным напиткамъ?

2. Должно ли признать пиво вообще или сорта его, заключающие менее 4% алкоголя, напитком опьяняющим и поэтому вредным, или слабые сорта пива не опьяняют и безвредны?

3. Безвредно ли пиво в смысле отравления организма и может ли употребление его порождать какия либо заболевания.

Я не буду входить в детальное изложение решения Медицинского Совета; ограничусь только несколькими строками из тех выводов, к которым пришел А. Я. Дапилевский. Останавливаясь на необходимости считаться с индивидуальным свойством потребителя, проф. Дапилевский указывает, что в то время, как действие крепких растворов уравнивает индивидуальные свой-CTRa, слабые растворы, как пиво, действуют не одинаково; при оценке их действия на организм необходимо принимать во внимание количество выпиваемого пива в один сеанс, возраст, пол и привычки потребителя. В то время, как для взрослого мужчины обыкновенное пиво при повторном употреблении в умеренных количествах, можно признать напитком безвредным, для женщин и детей оно должно быть признано вредным.

Далее проф. Дапилевский говорит: „Пиво но существу своего состава и действия на организм человека его частей, помимо алкоголя, должно считаться напитком диетическим, от которого не только не ожидается опьяняющого воздействия, но последнее должно быть старательно избегаемо. С этой идеальной точки зрения пиво нричисляется к нормальным и безусловно полезным пищевым продуктам, и ставить распространению его также, как и распространению сахара, экономическия затруднения с физиологической точки зрения одинаково нежелательно1*... „Хотя известны несомненные случаи хронического пьянства от нива со всеми разрушающими организм последствиями его, но такие случаи даже в классической стране пива—в Германии не особенно часты, а у нас даже прямо редки. Пиво сравнительно недешево, в большом объеме содержит. мало алкоголя, который оплачивается в пиве в несколько раз дороже, чем в водке; пиво’ кроме того богато питательными, стимулирующими и вкусовыми началами, приносит с собой долю вкусового удовлетворения, которое человек ищет. Все это делает пиво могучим конкурентом водки, в такой стране, как Россия, где злоупотребление водкой вызывает со стороны Правительства ряд жертв и усилий для уменьшения вызываемого им обеднения и вырождения народа, надо в указанных выше свойствах пива видеть обстоятельство, блогоприятное для дальнейшого развития тех же усилий Правительства в борьбе с злоупотреблением в народе водкой11... „Если в ^этическом отношении употребление пива, несмотря на присутствие в нем алкоголя, заслуживает скорее поощрения, чем запрещения, то как суррогат водки, способ-

— 679 —

ный во множестве случаев заменить водку и тем избавить множество людей отт» постепенного увлечения ею, от развития пьянства, разрушающого в течение немногих лет человека душевно и телесно,—пиво заслуживает несравненно больших облегчи-тельных мер для своего распространения, чем водка".

И Медицинский Совет вынес резолюцию:

„Рассмотрев дело, Медицинский Совет полагает, что пиво с содержанием алкоголя менее 4% следуете признать напитком не только безвредным, но даже полезным по своим .^этическим свойствам и по тому значению, которое распространение пива с таким содержанием алкоголя можете иметь в борьбе , с злоупотреблением водкой".

Подчеркивая вь этом заключении возможность помощью распространения пива ограничивать потребление водки, я остановлюсь на роли спиртных напитков в бытовой стороне жизни.—Для чего мы пьемъ? вопрос не праздный. Ответ на него даст рассказ, помещенный в одном из руководств, которым пользуются Германския школы (привычных пьяниц вопрос не касается, для них один путь—лечение).—„Люди пьют потому, что другие пьют и коль скоро пить есть обычай, то всегда -найдутся и поводы.—Пьют при встрече и прощаньи. Пьют при голоде, чтобы его заглушить, пьют при насыщении, чтобы вызвать аппетит. Пьют, когда отдыхают; пьют, чтобы согреться; пьют, чтобы охладиться. Пьют от сонливости, чтобы вызвать бодрость, пьют при бессоннице, чтобы навеять сон. Пьют с горя и радости; пьют при крещении и при похоронах; пьют, всегда пьютъ!"

Если вникнуть в эти причины, то неясным ли станете, что в громадном большинстве случаев, когда, именно, участвуете обычай, а не потребность опьянения до известного предела, легкие напитки принесут безмерно меньший вред; но и в том случае, когда человек жаждете не легкого тумана, а сильной степени опьянения, количество жидкости, вводимое нри легких напитках, не положите ли более ранний предел поглощению алкоголя, слабый раствор окажете ли то же вредное влияние на организм, как концинтрированный и проч.?

Сравним проявление алкоголизма в Южных Департаментах Франции, где исключительно почти потребляется легкое виноградное вино, с северными, где играют основную роль водка и абсент; сопоставим проявление пьянства в ИТрирейнских провинциях Германии, где пьют вино, или в южных, где распространено пиво, с восточными, где господствуете водка,—мы увидим громадную разницу не в пользу водки, а в пользу слабых растворов.

Одно из последних изысканий относительно связи алкоголизма и туберкулеза, произведенное ВегШ1оп?ом, при чем автор в своих статистических выводах устранил влияние города, климата и проч. Окончательный вывод,—в местностях с развитым потреблением слабых спиртных напитков, понижается