Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 672   >>>

  

— 672 —

Но повторяю, я не буду касаться вопроса с медицинской точки зрения; я остановлюсь на социальной, которую и выдвинул в своей анкете Реньо.

Если в древней Мексике употребление алкоголя вообще было запрещено под страхом строгих наказаний и спиртные напитки разрешались только старикам, так как но мнению древних мексиканских врачей спиртные напитки—„молоко старцевъ" и в убежищах для инвалидов и престарелых, играют ту же роль, как молоко в приютах для младенцев;—то в наши дни: „ненормальные общественные условия", говорит Минье, директор Швейцарского Статистического бюро,—„и между ними прежде всего недостаточное в качественном и количественном отношении питание и известные неблогоприятные роды занятий могут, не смотря на все, сделать водку необходимой потребностью, необходимой тем более, что другие напитки, как вода, чай, кофе, невидимому, лишены тех физиологических условий, которые производят действие подобное водке. Блогодаря истории развития наших общественных порядков, в особенности же блогодаря развитию индустриализма, эти ненормальные условия стали настолько нормальными, что в настоящее время едва ли возможно толковать об абсолютном и общем осуждении водки".

„Приверженцы полного воздержания", говорит Струве: „совершенно забывают, что человек, и прежде всего культурный человек, при работе также нуждаются в чем-то, что делало бы его жизнь сносной, что отклоняло бы его от часто создающихся удручающих положений в борьбе за существование; это что-то есть удовольствия.—Одни находят его в дружеском или семейном кругу, другой в хорошей музыке, третий в путешествии, четвертый в спорте и т. и. Но не только дух, а и тело требует для себя возбуждения. К таким возбудителям принадлежат: табак, чай, кофе и прежде всего различного рода спиртные напитки. День для работы, ночь для сна, между ними часы отдыха— вот материальная сторона жизни трудовая человека. Смотря по тому, умственной или физической работой утомлен человек, отдых для него дает не одно и то же;—утомившись умственным трудом, он найдет отдых за чтением хорошей книги; но после тяжелой физической работы возможно ли приняться за чтение? Здесь невольное стремление к отдыху более материальному,—к сигаре или стакану пива. На последнее нельзя смотреть, как на напиток восстанавливающий силы, питающий организм, нетъ—это есть напиток отдыха, утоляющий не только жажду, но дающий легкое возбуждение усталому организму".

Лоренц Стейн говорит: „наше время, которое заставляет так много тратить и умственных, и физических сил, требует для восстановления их затрат какое-либо средство возбуждения, — пиво и табак исполняют эту роль. Запрещение ведет всегда к потреблению легко скрываемых концентрированных возбудителей".

Вне жизни, в тиши своих кабинетов, мы можем создавать

— 678 —

самые действительные меры борьбы с пьянством, насаждения трезвости; но в соприкосновении с жизнью оне разлетаются, как дым.

Наводните страну плакатами, так ярко рисующими весь ужас пьянства, устраивайте чтения, беседы; народ будет слушать, будете читать ваши книги, брошюры, сам будете ужасаться гибели от пьянства; а кабаки будут полны,—почему?

Ответом на этот вопрос можете служить другой вопрос,— нормальны ли условия нашей социальной жизни, их изменение поддается ли пропаганде? Но этого мало.—Да, мы можем вести подсчет жертв алкоголя; но подсчитывая их, не будем забывать и тех, кого алкоголь уберегаете от насильственного ухода с арены жизни, от тяжких подчас преступлений. Бесспорным фактом признается влияние алкоголя на притупление душевной чувствительности; а раз это так, то без строгих статистических подсчетов мы можем сказать, что для многих жертв невзгод жизни, ударов судьбы алкоголь был не ядом, а противоядием. Не на тех ли, кто выделяется из золотой средины, особо отражаются судьбы гонения? Проследим всю историю русской культуры во всех ея отраслях в жизнеописаниях ея деятелей.

Бесспорно, раздадутся сейчас же голоса,—какую массу тал-лантов загубил алкоголь! Думается, что на ряду ст, этим имеется право и для мнения, — какую массу сохранил алкоголь и дал нам возможность пользоваться их творениями.

„Уничтожьте алкоголь, и вы создадите рай на земле, вы представить себе ие можете, как решатся все острые, неподдающиеся нашему решению в настоящее время, вопросы из социальной жизни14.

Кто будете в этом сомневаться? Но где средства к его уничтожению, не иутем-ли пропаганды идя, мы его достигнемъ? Нет, обратное положение, диктуемое жизнью, всей историей жизни человека, вернее, — воздайте не рай, а подобие чистилища на земле для трудового класса и алкоголь изчезнете; начните с тех социальных реформ, решение которых, хотя-бы и не в том идеальном виде, в каком оно можете рисоваться, и приведете к изгнанию алкоголя из средств ограждающих многих от еще больших зол.

Слова нашего поэта—Народника:

„Не водись-ка на свете вина,

Тошен был-бы мне свет....“

Долго будут правдивой обрисовкой общественного строя и условий жизни, тормозящих успех борьбы и открывающих, напротив, торную дорогу к кабаку.

Сопоставляя положение, выраженное в этих немногих словах Н. А. Почасовым, с разрушительным действием алкоголя на человечество, я вполне убежден, что путь эволюции,