Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 642   >>>

  

— 642

Школы Трезвости. Американский гражданин В. Э. Смит встал во главе Общества и своими указаниями по борьбе с пьянством в Америке, много помогает нам в нашей работе. Но далека еще победа над „зеленымъ" врогом.

И так, если мы хотим сделать русский народ трезвым, если мы хотим его избавить от зла, то следует предохранять подрастающее поколение от гибельного пьянства со школьной скамьи. Милостив Бог земли русской, и я верю, что пр. Сергий поможет и что скоро настанет время, когда народившияся по селам родным Школы Трезвости соберут под свой покров и деток безпомощных, и людей гибнущих, и живым словом блогодати Божией воскресят к трезвой трудолюбивой и мирной жизни убитые злобой коварной и пьянством позорным родные братския сердца.

- Пусть эти Школы сеют разумное, доброе, вечное, трезвое. Спасибо Вам скажет русский народ...

У Доклад д-ра Н. В. Фармаковского.

Материалы по борьбе с алкоголизмом в деревне.

Борьба с алкоголизмом в связи с реформой народного просвещения.

С понятием о борьбе с алкоголизмом непременно связано понятие о той или иной реформе жизни, а выражаясь словами одного из членов францусской академии Жюля Леметра надо иметь в виду, что главная реформа, включающая и обусловливающая собой все другия — есть реформа личности. Но ведь поздно переделывать людей взрослых и зрелых. Надо действовать, следовательно, на подрастающия поколения (Публичная лекция 5/VI — 1898 г. в Сборнике Жюля Леметра — чл. франц. академии).

Таков главный принцип нижеследующого моего доклада.

Я, старый земский врач, прибыл сюда из далекой деревенской глуши и с особенным радостным волнением смотрю на присутствующее здесь высокое собрание людей. Ведь все эти люди съехались сюда со всей России ради борьбы с тем злом, которое является крайне гибельным для обслуживаемой мной крестьянской массы и которое, в течение моей многолетней деятельности в деревне, нередко бывало одной из главных причин моих несбывавшихся надежд и горьких разочарований. Я говорю об народном пьянстве.

Но при употреблении выражения „народное пьянство" следует оговориться, что термин этот понимается у нас иногда несколько односторонне. Когда рассуждают о народном пьянстве, то особенно напирают на пьянство низших сословий и, выясняя причины этого зла, придают слишком большое значение всяким жизненным недочетам только этих общественных слоев. Указывают, обыкновенно, что народное пьянство зависит от недостатка в народе того образования, того материального обезпечения и тех, так назыв., разумных развлечений, какими пользуются в своей жизни привеллегированные люди. Но при этом как бы забывают или не хотят видеть, что и у этих последних дело обстоит далеко не блогополучно. Безпристрастное наблюдение жизни показывает, что и здесь: ни современное иногда даже высшее образование, ни более или менее хорошее материальное обезпечение, ни разнообразнейшия и часто очень дорогия развлечения не в состоянии доставить людям та-