Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 638   >>>

  

J1 оклад иеромонаха от. Павла.

Сергиевская школа трезвости.

Прежде, чем приступить к докладу, я приветствую „Первый Всероссийский Съезд но борьбе с пьянством Великое и в то же время трудное дело надлежит совершить дорогому сердцу моему Съезду. Вопрос об „алкоголизме “ в настоящее время слишком важен. Па нас, здесь собравшихся борцов трезвости* лежит трудная задача. Не останавливаясь ни перед какими трудностями, мы должны расчищать аллею трезвости, как от ядовитых растений—спиртных напитков, чтобы не коснулись они слабовольных людей, что бы не взяли их в свои могучия ядовитые лапы. Итак наш девиз: освобождение народа от пьянства. Следуя ему нам предстоит борьба чудовищная. Есть у нас, слава Богу, борцы - идеалисты с этим коварным народным бедствием, много они поработали но делу спасения, и надо отдать им должную справедливость, труды их увенчивали^ успехами. Сколько у нас существует церковных обществ трезвости, сколько издается журналов, брошюр, какия ведутся духовно-нравственные беседы и т. д. Но все ото применяется к взрослым нашим погибающим собратьям. Некоторые из борцов не забыли и наше подрастающее поколение, обратили на них должное внимание и у них запала мысль начать борьбу с пьянством посредством Школы. И вот Общество „Первая Российская Сергиевская Школа Трезвости", школой коего я имею честь заведывать, делает опыт отрезвления народа этим путем.

Многие родители или не могут или не умеют воспитывать своих детей и всецело поручают их чужим людямъ—учителям, воспитателям. Ребенок имеет наблюдательную и впечатлительную натуру. Смотря на действия своего учителя, дети невольно перенимают худые и хорошия стороны его.

Отсюда ясно вытекает, что примерами для нашего подрастающого поколения являются те люди, которые стоят во главе воспитания наших детей.

Для борьбы с пьянством посредством Школы прежде всего нужно обратить внимание „на педогогов1* школы. Пусть бы наши педогоги, особенно „духовного звания", были убежденными трезвенниками, сами бы являлись апостолами идеи трезвости, как среди народа, так н среди детей, которые всецело отданы им в полную власть.

„Первая Российская Сергиевская Школа Трезвости“ имеет самое скромное начало: основанная без всяких средств, «оме-

— 639 —

щаишшисл вь чужом углу, она с самого первого шага пошла но намеченному пути отрезвления. И в настоящее время она, как бы из зародившогося бутона, распустилась первым блого-} дающим весенним трезвым цветочком. Приятно отметить тот факт, ^что на помощь ей первыми откликнулись сами крестьяне .местной Сергиевской Слободы, которые сознав всю скверность пьянства, принесли в дар Школе кусок собственной земли.

Люди, которые вполне поняли ея цель, видя плодотворные результаты ея деятельности, но силе возможности, пришли на помощь Школе, и своею молитвой и жертвой содействовали ея развитию и усовершенствованию, особенно Товарищ Министра Финансов I. I. Новицкий и попечитель Школы потомственный почетный гражданин Иван Иванович Баранов.

Она представляет из себя первоклассную церковно-нриход-скую школу, но что самое главное, главное и дорогое в настоящее время, это то, что в ней обращено большое внимание па насаждение начал трезвости среди наших будущих граждан России.

Нам часто случается видеть, что родители позволяют детям употреблять спиртные напитки, не подозревая того, как вредно отражается это на молодом поколении, на его организме. Родителям кажется, что этим путем слабый организм ребенка становится крепче. Но надо принять во внимание, что алкоголь действует на нервы ребенка прямо разрушающим образом. Ученики, употребляющие спиртные напитки, принадлежат большею частью к числу сонливых, неспособных и маловнимательных. И эти слона вполне подтверждаются элементом детей нашеуи Школы. В ней учатся преимущественно дети алкоголиков, и тяжело бывает смотреть на ребенка, когда видишь, что мозг что как бы разжижен спиртом, и он не может сосредоточиться, а ум его витает, ловит что-то, и при всем желании, не может ясно представить то, о чем он думает.

Вся система воспитания состоит в том, чтобы убедить учеников еще в школе во вреде причиняемом крепкими напитками. Она проводится в антиалкоголическом обучении, которое внушает детям спасительное отвращение к спиртным напиткам. В школе дети обучаются но наглядному методу при помощи картин. Между прочим картины эти касаются и антиалкоголизма, показывая вредные последствия пьянства, вывешиваются в классах и объясняются детям.

В школе в настоящем учебном году обучается почти 100 человек детей обоего пола. И вот, если не все, а только некоторый процент из детей сами убеждаются во вроде пьянства и убедят своих погибающих ближних, то и это можно считать великой заслугой школы. Следя за ростом числа членовъ—трезвенников в продолжение пяти лет, могу с радостью сказать, что школьники являются весьма деятельными агентами в умножении числа членов трезвенников среди местного населения, и в нынешнем гону число их достигло ЗѴ2 тысяч.