Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 623   >>>

  

— 623 —

нутом возможно под формируемые школой моральные навыки детей подложить надежный, устойчивый фундамента. Навыки вообще могут стушеваться, податься, так сказать, под натиском жизненных условий. Это ири отсусттвии нивеллирующих вех знания. Наличность этих вех всегда отметить человеку уклон в сторону, а замеченное явление всегда вызывает известную душевную реакцию, которая, в конечном результате, может исправить изломы пути. Знание вносит в навыки сознательность, чЯ сознательность, при колебании навыков, создает блогодетельную душевную борьбу. И борьба эта до некоторой степени гарантирует длительную сохранность морального равновесия.

Курс трезвости слагается из совокупности положительных знаний, (‘вязанных общностью идеи: трезвость есть элемента, повышающий ценность жизни. Знания заимствуются из области химии, анатомии, физиологии и общественных наук. Комбинируются в зависимости от логического развития связывающей идеи.

В дидактическом отношении, следовательно, курс учения о трезвости имеет полные нрава на существование. Знания, его составляющия, научны и точны, гораздо например точнее, чем в нашей школьной грамматике, а идея жизненна, мы бы даже с ка з а л и, —ве ч н а.

Переходим к выяснению вопроса--как и в каком объеме может быть проведен курс учения о трезвости в современной народной школе (низшого типа).

Курс должен начинаться с первого же года обучения (но лучше со второй половины его, когда уже дети научились читать). ИИа первой ступени курс слагается из кратких и весьма элементарных но содержанию бесед. Ряд их весьма удобно открывается беседой о пище и питье: выясняется, что человека, ■ест и льет для поддержания сил и жизни; перечисляются кушанья и напитки, приводится деление воспринимаемых человеком веществ на вредные (яды) и полезные. Следующая беседа посвящается выяснению понятия о ядах вообще и о признаках отравления.

Третья посвящается характеристике спиртных напитков, как несомненных ядов. Дальнейшия обрисовывают проявления пьяного безумия. Удобнее всего ведутся эти беседы по поводу прочитанных учителем вслух рассказиков, специально подобранных для этой цели.

Томами могут быть: I. Пьянство — причина смерти. II. Пьянство и потеря здоровья. III. Пьянство и безумие. IV. Пьянство и преступность. V. Пьянство и бедность.

Подсобный материал к этим темам можно найти в нашем „Листке трезвости для школьниковъ". Кроме этого намереваемся вскоре выпустить отвечающую целям курса специальную хрестоматию.

В конце учебного года допустимо разучить с детьми наизусть одно или два стихотворения, соответственных целям курса.

— 624 —

Исключительно на беседаха, же протекает курс и во втором отделении школы. Здесь уже беседы разлагаются на циклы:

1) Действие пьянства на личность.

2) Действие пьянства на общество.

4) >челие Церкви о трезвости.

4) Положительные стороны трезвости и борьба за нее.

Метод ведения беседа, такой же, как и для первого года: учитель читает специально подобранный рассказа,, но возможное™ художественный, и целым рядом вопросов доводить .детей до уяснения идеи произведения. Беседы должны сопровождаться раз-сматриваниема, соответствующиха, картина,.

Ученики должны иметь особые тетради и заносить туда вывода» каждой беседы в виде'краткого изречения или положения. Краткия записи, ва> конце концов, должны представить из себя связный очерк. На, эти же тетради заносятся диктовки и сочинения па темы о трезвости, условия и решения соответствующих задач и, наконец, разученные наизусть басни и стихотворения.

Иа> третьем и четвертома* отделениях можно пройти краткий законченный курса, основа, трезвости. Для трехгодичной школы он может быть сокращена, в деталях, для четырехгодичной — расширена,. Программа такова.

I. Происхождение и свойства алкогольных напитков. Бода и спирт.—Спирта, в вине.—Производство виноградного вина.— (’пирта в ниве.—Производство пива.—Чистый спирт.—Фабрикация водки.—Эфира,.—Свойства спирта.

II. Действие алкоголя на человеческий организм. Скелета» человека.—Мускулы.—Действие алкоголя на костную и мускульную ткани.—-Дыхание.— Заболевания гортани и легкиха,.—Кровообращение.—Заболевание и изменения сердца и сосудова,.—Пищеварение.—Заболевание пищеварительного аппарата и ночек.— Как алкоголь входит ва> кровь, мозг, нервы.—Острое отравление алкоголем.—Алкоголизма, нервной системы.—Опровержение ложных представлений об алкоголе, как полезнома, для организма веществе.—Вырождение.

III. Зло, вносимое алкоголизмом в мир. (Влияние пьянства на государство и общество. Сведения, необходимые для ясного понимания этого).

IV. Положительные ка^сества трезвости.

V. Борьба за трезвость. Ея формы. — Обязанность каждого разумного человека принимать ва> ней деятельное участие. — Русские деятели трезвости.

При выполнении данной программы необходимо, конечно, считаться с общим развитием учеников и, ва, зависимости от него, в ту или иную сторону изменять элементарность форма» сообщения знаний.

Учебников пока не существует, но вскоре Аллександро-Невское Общество трезвости выпускает нашу книжку „Учение о трезвостиu (специальный учебник для народныха» школ).

Ва> старших отделениях также должны быть заведены для