Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 621   >>>

  

— 621 —

Необходимо внести уроки на лоне природы, которой наша школа так боится, от которой прячется за своими стенами. Только такие уроки могут развить в детях жизнерадостное отношение к труду и наблюдательность...

Необходимо организовать прогулки, экскурсии, поездки, походы на богомолья... Это тоже все уроки, сильные, трудно-забываемые, содержательные.

Необходимо создавать детския группы и общества (нанр. „майские союзы", „друзей леса*, „друзей школы", „друзей трезвости"). Детския общества развивают в своих членах чувство солидарности, воспитывают влечение к общественной работе, дают познание внешних ея форм... Это особенно ценно для нашего времени, для русского гражданина, которому всюду, а особенно в деревне, нужны общественные организации и учреждения само-

ИИОМОЩИ.

II прежде всего необходимо широко пропагандировать мысль об оживлении школьной жизни среди учителей, духовенства, интеллигенции. Необходимо широко ознакомить учителей со средствами этого оживления... Между прочим Александро-Невское общество трезвости приступило к этой пропаганде и издало нашу книжку, которая в беллетристической форме, излагает то «новоеь, что .может войти в школьную жизнь сейчас же, независимо от временных неблогоприятных условий ея.

К специальным средствам школьной борьбы за трезвость относятся такия, которые или сообщают детям точное знание о вреде и значении наркотиков, или воспитывают в детях навык противодействия алкогольному пороку.

К специальным средствам мы относим введение элементов трезвости в общешкольный курс. Характеризуется оно, например, следующими словами Стежа, главного инспектора францусских школ, содействовавшого развитию школьной борьбы с алкоголизмом во Франции.

„Все обучение в начальных училищахъ",—говорит он,— „может быть устремлено к борьбе против алкоголя. Беседы, диктовки, задачи могут содержать самые полезные и точные данные и освещать фактами, цифрами и живыми рассказами грустную действительность, опасность преступления и всякого рода напасти от злоупотребления алкоголемъ".

Введение» элеметнов трезвости в курс, конечно, при условии избежания чрезмерности, может иметь известное значение для развития в детях идей трезвости, но, при отсутствии систематического курса учения о трезвости, — далеко не полное... При наличности же такого курса значение это несомненно усиливается...

Курс народной школы представляет много поводов, случаев, даже необходимостей в той или иной форме упоминать о трезвости.

Многое можно сказать о ней на уроках Закона Божия и на неизбежно связанных с. ними беседах по христианской морали. При прохождении священной истории невольно приходится, напри-

— 622 —

мер, останавливаться на главах о Ное, о браке в Кане, <► Тайной вечери: необходимо выяснить истинный смысл самых этих глав для того, чтобы рассеялось, наконец, общее убеждение, что винопитие блогословляется законом. Необходимо сделать краткую экскурсию в область истории вообще и выяснить детям, что и как пили древние. Полезно остановиться на примерах ветхозаветной трезвости—на истории рехавитов. Даниила... Разбирая заповеди Моисея и заветы Евангелия необходимо путем подбора убедительных примеров, подчеркивать, что закононару-шения и преступления возникают главным образом на почве пьянства.

В курсе арифметики желателен подбор задач, ярко подчеркивающих весь вред алкоголизма (насколько возможно подчеркнуть это цифрами).

Такия задачи но содержанию своих условий могли бы быть двух родов: научные и бытовые. Сюжетом для первых могут служить: состав алкогольных напитков, связь алкоголизма с вырождением; влияние на заболеваемость, смертность, народную нравственность. Сюжетом для вторых: связь алкоголизма с материальными потерями единичных личностей, общества, государства. Задачи необходимо вкрапливать по возможности во все отделы курса арифметики. В силу внутренних качеств учебного предмета количество задача, на первых ступенях, конечно, будет весьма незначительным, по оно может значительно повыситься при условии введения в курс элементарно разработанной главы о процентах *).

В курсе русского языка, особливо на уроках объяснительного чтения, также представляется возможность поговорить о трезвости (напр. при чтении статей о пище и питье, ири басне Кры-лова „Два мужика44 и ироч.). На уроках чистописания возможно предлагать для списывания коротенькия статейки и стихи о вреде пьянства.

На уроках правописания возможно ввести служащия целям трезвости диктовки. На уроках пересказа и сочинения возможно изредка предлагать материал и темы трезвенного характера. (Имеются образцы также в нашем „Листке трезвости для школьников44).

На уроках естествознания (там, конечно, где они ведутся) можно сообщить сведения о производстве алкоголя и влиянии последняго на человеческий организм. Наконец, на уроках пении можно разучивать и „трезвенные44 пьесы.

К числу специальных средств исконной борьбы с алкоголизмом относится также и проведение систематического курса учения о трезвости. Только путем этого курса можно дать детям положительное знание о вреде наркотиков, только этим

*) Образцы задач для народной школы можно найти в нашем „Листке трезвости для школьниковъ" (иад. Александро-Невского общ. трезвости).