Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 613   >>>

  

— 613 —

Гатарщина. Обмирщение монастырей и пьянство.

Митрополиты: Кирилл. Петр. Павел Высокий.

Геннадий. Кирилл Велозерский. Нил Сорский. Корнилий Камельский. Архимандрит Феодосии. Сто глав. Степан Вони-фатьев Митрополит Корнилий. Дмитрий Ростовский. Map-келл Вологодский.

Кабак и е*’0 развитие. Никон и собор о кабаках. Боярин Ордын-Нащокин.

ИИетровское время. Лошаков.

Тихон Задонский. Сенюткин. Гр. Н. С. Мордвинов. Князья ИИИихматовы.

Сороковые годы. Латышское Общество трезвости в Пижне-Биртовском. Барж. Гофнунгсталь. Стефан Броюозовский.

Трезвенное движение конца пятидесятых годов.

Погасший, Гречулевич, Епископ Евсевий, Агафаигел Во-лынский.

С. А. Рачинский, Свящ. А. Рождественский.

Отношение выдающихся писателей к вопросу о народном пьянстве. Достоевский, J1. Толстой.

Современное положение борьбы.

ОТДЕЛ VII.

Способы и приемы борьбы с алкоголизмом.

1. БОРЬБА ЦЕРКВИ.

а) Проповедь и пастырския воздействия; б) церковные общества трезвости, их значение», круг средств и действий.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ БОРЬБА.

а) Законодательные меры заграницей; б) такия же меры в России; в) запретительные системы Америки, Финляндии. Швейцарии; г) Готтенборгская система.

3. ОБЩЕСТВЕННЫЯ МЕРЫ.

а) Улучшение правовых, культурных и экономических условий жизни; б) оздоровление быта; в) пропаганда трезвости; г) борьба отдельных общественных групп (врачей, учителей и т. д.); д) лечение алкоголиков; е) народные развлечения; ж) общества трезвости, их значение, программа и средства деятельности.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Борьба с алкоголизмом, как жизненная задача культурного человека. Проблемы трезвости.

— 614 —

К вопросу о курсе учения о трезвости для духовных и учительских семинарий.

II торжественными, оффициальными речами, и учеными докладами на Съезде твердо установлено, обстоятельно раскрыто и аргументировано то, ставшее общим местом, положение, что алкоголизмъ— страшное общественное зло современной нам жизни, что он, как ржавчина, гложет железную трудовую энергию народа, его выносливость и терпение, что он расстраивает живые ткании народного хозяйства, вносить разлагающее начало в бытовой и государственный уклад, убивает всякое творчество, омрачает сознание, затемняет здравый смысл народный, наконец, делается такой затяжной болезнию родного русского народа, которая своим болезнетворным ядом отравляет даже те святые уголки жизни, где зреет русская мысль, русское чувство, где зогораются первые искорки сознания и где вообще складывается весь национальный облик родного русского человека.

Так что, — если собрать и свести все отдельные штрихи заслушанных нами докладов но данному вопросу в одну общую картину,—то алкоголизм представится нам каким-то обволакивающим нашу жизнь чудовищным спрутом, который своими смертоносными охватами душить в ней все светлое, чистое, живое... II теперь, может быть, не покажется преувеличенной та зловещая картина, под которой представлял себе когда-то Россию один из наших родных русских писатолей-поэтов, когда говорил...

«И штоф с 'очищенной сжимая.

Лбом в полюс упершись, а пятками в Кавказ,

Спит непробудным сном Россия молодая».

Но как-бы глубоко своими гибельными щупальцами чудовищный спрут алкоголизма ни проникал в ткани народного организма,—и в каких-бы мрачных красках мы нашу действительность ни представляли,—это еще половина беды.

Главная опасность переживаемого сейчас момента в том, что отмеченное нами общественное зло распылилось на такия мелкия явления, которые незаметно, не пугая нашего внимания, входят во все норы нашего семейно-общественного быта. Алкогольный спрут охватывает жизнь нежным, ласкающим прикосновением... Он входит к нам, как друг...

И пред ним одинаково широко и гостеприимно открываются двери не только рабочей каморки, не только скромной хаты поселянина, но и раззолоченных палат, н даже ученых кабинетов.

Не только сельский праздник наших темных захолустных деревень, где,’ но общему интеллигентскому мнению, царят и справляют свое торжество невежество, отсталость и убогая нищета,—но даже и праздник просвещения, Татьянин день Мо-