Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 609   >>>

  

— 609 -

Необходимо ввести ученическия сочинении на соответствующия курсу темы: (факты, рассуждения, рефераты. Для старших классов находим особенно полезным сочинение-рецензий на популярные народные книжки но алкогольному вопросу).

Необходимо ввести некоторые практическия занятия, которые развили бы в учащихся умение осуществлять работу трезвости на местах. Такими занятиями могут явиться: изготовление диаграмм и картограмм но вопросам курса, товарищеские диспуты и беседы на трезвенные темы, допущение учащихся к участию в народных чтениях, собеседованиях и к проповеди с ка-федры. допущение их к активной деятельности в обществах трезвости и, наконец, организация таких обществ в среде учащихся.

Наконец, в высшей степени желательным является органи-а ция школьных литературно-музыкальных вечеров на трезвенные темы и организация экскурсий в лечебницы для алкоголиков, в музеи, в общества трезвости.

Указываемые нами подсобные средства несомненно вызовут в учащихся живой интерес к новому учебному предмету и дадут им богатый запас знаний, практически ириложимых в жизни.

В ряду этих средств огромное воспитательное и нракти ческн-образователыиое значение имеет организация обществ трезвости в (*реде самих учащихся. Такое общество все равно, что лаборатория для химика, опытное поле для агронома, примерная школа для педогога. В нем учащиеся, помимо воспитания личной трезвости, практически усвоят многое, что не передается подчас словами, ознакомятся с деталями дела, испробуют в нем свои силы и способности...

Наше Александро-Невское Общество трезвости в непродолжительном времени выпустит в свет учебник, составленный но сообщаемой нами программе. Учебник, конечно, будет снабжен необходимыми иллюстрациями и таблицами, но наличность их в книге отнюдь не исключает надобности иметь классные пособия к предмету. С прискорбием должны сознаться, что таких пособий у нас пока не существует. Появление их представляется весьма и весьма желательным.

Суммируем сущность нашего краткого сообщения:

1) Духовенство, призываемое к борьбе за трезвость свойствами своего сана, должно учиться этой борьбе в школе, подготовляют будущих пастырей.

2) Курс учения о трезвости имеет право на существование, или как отдельный предмет, или как часть курса педогогики, являясь научным фундаментом в вопросе о личном воспитании воли, он в конечной цели пытается предотвратить огромную мировую опасность — вырождение и алкогольное самоубийство личностей, наций и государств.

3) Курс учения о трезвости носит в себе все признаки учебного предмета, являясь сводом положительных научных данных, связанных между собой единством идеи.

— 610 —

4) Курс учения ^ о трезвости должен обставляться целым рядом подсобных средств, возбуждающих среди учащихся интерес к предмету и сообщающих будущим борцам за трезвость богатый запас практических сведении.

В заключение должны отметить, что предлагаемый нами курс может и должен быть введен в учебные заведения, подготовляю щи я народных учителей городских и сельских школ. Священник и учитель обязаны выйти на борьбу с великим народным злом во всеоружии ; нация.

Опыт программы учения о трезвости для духовных семинарий.

ОТДЕЛ I.

Происхождение и характеристика алкогольных напитков.

1) Алкоголь. Его место в природе. 2) Алкогольные напитки. Их разряды. 3) Выделка алкогольных напитков нутом брожения. 4) Выделка перегонкой. 5) Перегонка спирта. 6) Химическия и техническия свойства спирта. 7) Подмеси и подделка напитков. 8) Алкогольные напитки в России (их характеристика, географическое распространение и размеры потребления).

ОТДЕЛ II.

Действие алкоголя на организм человека.

1) Местное действие алкоголя, его поступление в кровь и выделение из организма.

2) Химическия изменения алкоголя в организме.

3) Общее действие алкоголя.

4) Острое отравление гикоголем, (опьянено): а) признаки наркоза; б) парализация мозга; в) изменение сознания: г) параличные органов; д) изменение обмена веществ.

5) Алкоголизм, (сочетание острого и хронического отравлений):

а) значение индивидуальных особенностей организма; б) роль наследственности; в) роль возраста; г) признаки хронического отравления; д) начала и степени алкоголизма; е) признаки вырождения.

6) Заболевание алкоголиков: а) общая причина заболеваний;

б) болезни пищеварительного аппарата; в) болезни гортани и легких; г) болезни сердца; д) болезни почек; е) болезни сосудов; жи заразные болезни (сифилис, холера, тиф и ироч.): з) наружные болезни.

7) Алкоголизм нервной системы: а) паралич; б) спинная сухость; в) поражение мозговых оболочек; г) душевные заболевания; д) транс; е) белая горячка; ж) запой.