— 579 — Это обнаруживается в такой огромной убыли умственной энергии у трезвых школьников, что в распоряжение алкоголя попадают только одне крохи, здоровой умственной энергии. Об этом можно судить как по ничтожной разнице в успешности трезвых и пьющих у отсталых детей, так и по стремительному уменьшению хороших успехов у трезвых отсталых детей сравнительно с нормальными трезвыми и по чрезвычайному у них увеличению плохой успешности. Здесь мы подходим близко к той границе душевной скудости, воплощение которой находим у идиотов, когда становится совершенно безразличным: пьет или нет идиота; здесь уже утрачивается значение употребления алкоголя для умственных способностей в виду их отсутствия у идиота; однако это не означает, что алкоголь тут теряет свои ядовитые свойства, он попреж-нему их сохраняет, но не на чем их проявить в сфере умственных способностей. Таким образом, несомненно, грустна судьба отсталых и слабых детей, но во много раз печальнее судьба детей с нормальным физическим и умственным развитием, как наиболее страдающих от личного употребления алкоголя. У первых соответственным уходом мы лишь уменьшаем недоразвитие в организме; а у вторых детей у нас имеется широкая возможность сберечь в полной неприкосновенности их жизненную энергию, не дать ей сгореть в алкоголе. Теперь, прослеживая в частностях у трезвых школьников колебания успешности, мы видим, что хорошая успешность у отсталых уменьшилась в 19,3 раза (с 46,3°/о до 2,4%) и одновременно плохая возросла в 13 раз (с 4,9°/° до 63,9°/°). В общем у трезвых успешность уменьшилась в 33,0 раза. У пью-щих хорошая успешность у отсталых уменьшилась в 48 раз (с 43,7°/° до 0,9°/”) и одновременно плохая возросла в ИО1/* раз (с Г),9°/° до 64,5°/°). В общем успешность тающих уменьшилась в 60 раз. § 13. Успешность малоспособных девочек - школьниц в связи с умственным развитием. УМСТВЕННАГО РАЗВИТИЯ. НОРМАЛЬНАГО. ОТСТАЛАГО. Трезвые. Пьющия. Трезвые. Пьющия. Общее число . 1.433 1.413 338 366 Успешность: Хорошая . . . 51,6°/° 46,IV' 1,2° <• 0,S°/° Средняя . . . 45,6 „ 4Ь,9 „ 32,8 „ 32,5 „ Плохая .... 2.8, 4,9 „ 66,0 66,7 „ | — 580 — У девочек наблюдается то же самое, что у мальчиков, т. е. у отсталых успешность так круто падает вниз, опять блогодаря социальным условиям и наследственности, что поле действий спиртных напитков до крайности суживается. Проследим колебания успешности. У трезвых девочек хорошая успешность у отсталых уменьшилась в 43 раза (с 51,6°/« до 1,2°/о) и одновременно плохая увеличилась в 23,5% раза (с 2,8°/о до 66,0°/о). В общем успешность трезвых уменьшилась в 76,4 раза. У пьющих хорошая успешность у отсталых уменьшилась в 57,6 раза (46,17° до 0,8°/«) и одновременно плохая возросла в 13,4 раза (с 4,9°/« до 66,7°/°). В общем успешность пьющих уменьшилась в 72,5 раза. § 14. Низкопробные школьники. Низкопробными мы называем тех школьников, у которых одновременно отмечено слабое телосложение и отсталое умственное развитие, на которых, так сказать, концентируютея вырождайтесь моменты социального и наследственного происхождения, концетрируются в такой степени, что суживают до крайних пределов, поле для деятельности алкоголя, почти не на чем алкоголю после них проявить свое действие. Так процента низкопробных мальчиков одинаков, что у трезвых (8,2%) и у пьющих (8,0%); у трезвых девочек 7,8°> и у пьющих 6,6°/о. ИЗ МАЛЬЧИКОВ.. Трезвых. Пьющих. Общее число.. . . 1.671 4.826 Сколько низкопробных ......137 или 8,2°/» 388 или 8,0°/« ИЗ ДЕВОЧЕК. Трезвых. Пьющих. Общее число. . . . 1.591 1.728 Сколько низкопробных ......125 или 7,8°/° 115 или 6,6°/® Что же касается, в частности, успешности низкопробных, то тут но тем же соображениям не может идти речь о заметном влиянии спиртных напитков. Поэтому нет ничего странного в том, что у девочек успешность хорошая, средняя и плохая соответственно одинаковы и у трезвых и у пьющих; что у мальчиков трезвых отмечается большее понижение успехов, чем у пьющих. |