— 578 — § И. Успешность малоспособных девочек-школьниц в связи с их телосложением. ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ. НОРМАЛЬНАГО. СЛАБАГО. Трезвых. Пьющих. Трезвых. Пьющих. . Общее число . . 1.467 Успешность: Хорошая. . . . 45,4° о Средняя . . . 42,8 „ Слабая . . . .11,8,, У малоспособных девочек в связи с слабым телосложением отмечается та же картина с несомненным влиянием спиртных напитков, с тем отличием от мальчиков, что ухудшение успешности происходит на счет средней: с 45,1 °/0 трезвых понижает до 42,2%; и немного увеличивает плохую успешность с 29,6% трезвых до 30,5°/о у пьющих. И у девочек слабых физически также исчезает контрастность в успехах трезвых и пьющих.
§ 12. Успешность малоспособных мальчиков-школьников в связи с умственным развитием. УМСТВЕННАГО РАЗВИТИЯ. НОРМАЛЬНАГО. ОТСТАЛАГО. т Общее число. Успешность: Хорошая Средняя . . . Плохая . . . Вредное влияние коренных недостатков общественных условий и дурной наследственности достаточно ярко обрисовалось в зависимости малоуспешное™ от слабого телосложения у трезвых школьников. Но если даже сравнительно грубые элементы, наиболее стойкие, определяющие собой в большой мере физическое телосложение, как кости, мышцы, связки заметно страдают от социальных неустройств и наследственной неустойчивости, то мозговая ткань, как высшого порядка, претерпевает от тех же вредоносных факторов уже прямо сокрушающее действие.
| — 579 — Это обнаруживается в такой огромной убыли умственной энергии у трезвых школьников, что в распоряжение алкоголя попадают только одне крохи, здоровой умственной энергии. Об этом можно судить как по ничтожной разнице в успешности трезвых и пьющих у отсталых детей, так и по стремительному уменьшению хороших успехов у трезвых отсталых детей сравнительно с нормальными трезвыми и по чрезвычайному у них увеличению плохой успешности. Здесь мы подходим близко к той границе душевной скудости, воплощение которой находим у идиотов, когда становится совершенно безразличным: пьет или нет идиота; здесь уже утрачивается значение употребления алкоголя для умственных способностей в виду их отсутствия у идиота; однако это не означает, что алкоголь тут теряет свои ядовитые свойства, он попреж-нему их сохраняет, но не на чем их проявить в сфере умственных способностей. Таким образом, несомненно, грустна судьба отсталых и слабых детей, но во много раз печальнее судьба детей с нормальным физическим и умственным развитием, как наиболее страдающих от личного употребления алкоголя. У первых соответственным уходом мы лишь уменьшаем недоразвитие в организме; а у вторых детей у нас имеется широкая возможность сберечь в полной неприкосновенности их жизненную энергию, не дать ей сгореть в алкоголе. Теперь, прослеживая в частностях у трезвых школьников колебания успешности, мы видим, что хорошая успешность у отсталых уменьшилась в 19,3 раза (с 46,3°/о до 2,4%) и одновременно плохая возросла в 13 раз (с 4,9°/° до 63,9°/°). В общем у трезвых успешность уменьшилась в 33,0 раза. У пью-щих хорошая успешность у отсталых уменьшилась в 48 раз (с 43,7°/° до 0,9°/”) и одновременно плохая возросла в ИО1/* раз (с Г),9°/° до 64,5°/°). В общем успешность тающих уменьшилась в 60 раз. § 13. Успешность малоспособных девочек - школьниц в связи с умственным развитием. УМСТВЕННАГО РАЗВИТИЯ. НОРМАЛЬНАГО. ОТСТАЛАГО. Трезвые. Пьющия. Трезвые. Пьющия. Общее число . 1.433 1.413 338 366 Успешность: Хорошая . . . 51,6°/° 46,IV' 1,2° <• 0,S°/° Средняя . . . 45,6 „ 4Ь,9 „ 32,8 „ 32,5 „ Плохая .... 2.8, 4,9 „ 66,0 66,7 „ |